ФГОС: нормативно-методическое сопровождение.

ПРИКАЗ УО МО «Город Адыгейск»

 от 31.08. 2015г.273

 О проведении тематического контроля «Нормативно-методическое сопровождение, механизмы реализации условий организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

В соответствии с годовым планом работы и с целью изучения состояния работы администрации и педагогического коллектива дошкольных образовательных учреждений по введению и реализации ФГОС ДО

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Провести с 9 по 13 ноября 2015 года в дошкольных образовательных учреждениях тематический контроль «Нормативно-методическое сопровождение, механизмы реализации условий организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
  2. Утвердить План-задание тематического контроля (приложение).
  3. Результаты проверки представить в виде справки в срок до 23.11.2015г., рассмотреть на совещании руководителей ДОУ и разместить на сайте УО.
  4. Контроль по исполнению приказа возложить на методиста Тхагапсо Н.Н.

 План-задание

тематического контроля «Нормативно-методическое сопровождение, механизмы реализации условий организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Цель: Проведение системного анализа профессиональной деятельности педагогических коллективов по основным направлениям ФГОС ДО, при переходе учреждения к ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогических коллективов и организацию работы администрации к введению и реализации ФГОС.
  2. Проанализировать нормативно-правовое поле при переходе дошкольного учреждения к ФГОС ДО.
  3. Выявить механизмы реализации условий организации образовательного процесса при переходе на ФГОС ДО.
  4. Оказание методической помощи при изучении и реализации ФГОС ДО в образовательный процесс в ДОУ.

Вопросы, подлежащие изучению.

  1. Нормативные документы, обеспечивающие условия для реализации ФГОС:

— по организационному обеспечению;

— по научно-методическому обеспечению;

— по кадровому обеспечению;

— по информационному обеспечению;

— по финансовому обеспечению;

— по материально-техническому обеспечению.

  1. Научно-методическое и информационное сопровождение педагогов при изучении и реализации ФГОС ДО:

— комплектование ДОУ базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС;

— приведение локальных актов в соответствие с требованиями ФГОС;

— работа Рабочей группы.

  1. Повышение педагогической квалификации работников по ФГОС ДО:

— участие в мероприятиях разного уровня по вопросам введения ФГОС ДО;

— курсовая переподготовка.

  1. Определение необходимых изменений в модели организации образовательного процесса.
  2. Оценка условий ДОУ с учетом требований ФГОС.
  3. Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений.
  4. Создание информационной страницы на сайте ДОУ по введению ФГОС ДО.
  5. Информирование родителей воспитанников о подготовке к внедрению ФГОС.

Справка

по итогам тематического контроля «Нормативно-методическое сопровождение, механизмы реализации условий организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

 В соответствии с годовым планом работы и во исполнение приказа Управления образования от 31.08.2015 г. № 273 «О проведении тематического контроля «Нормативно-методическое сопровождение, механизмы реализации условий организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» с 10 по16 ноября 2015года в дошкольных образовательных учреждениях был проведен тематический контроль.

Цель проведения контроля: проведение системного анализа профессиональной деятельности педагогических коллективов в период перехода на ФГОС ДО.  Работа дошкольных учреждений по изучению и реализации требований ФГОС была начата с сентября 2013 года и продолжается по настоящее время.

Для успешной реализации целей и задач ФГОС ДО, поэтапного введения стандартов образования во всех учреждениях разработаны «дорожные карты» введения ФГОС дошкольного образования, имеются приказы, созданы Рабочие группы по введению стандарта.

«Дорожная карта» состоит из цикла мероприятий по следующим направлениям работы:

— нормативное обеспечение введения ФГОС ДО, формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО;

— приведение локальных актов МБДОУ в соответствие с требованиями ФГОС ДО;

— организационно-методическое обеспечение введения ФГОС ДО   мониторинг уровня готовности МБДОУ в соответствии с критериями;

— разработка ООП ДО МБДОУ с учетом региональных особенностей;

— организация отчетности МБДОУ о ходе введения ФГОС ДО;

— кадровое обеспечение введения ФГОС ДО: проведение диагностики образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических работников;

— поэтапное повышение квалификации педагогических кадров;

— организация участия педагогов в муниципальных, региональных конференциях, семинарах, конкурсах;

— консультативная методическая поддержка педагогов по вопросам реализации основной образовательной программы.

  1. Нормативное обеспечение введения ФГОС ДО.

Все дошкольные образовательные учреждения разработали и утвердили план-график «дорожную карту» введения ФГОС ДО (приказы имеются).

Сформирован банк необходимых нормативно-правовых документов федерального, регионального уровней, локальных актов, регламентирующих введение и реализацию ФГОС в ДОУ г. Адыгейска. Нормативные документы доведены до сведения педагогов на педсоветах, в виде памяток, размещения на стендах, в индивидуальных консультациях (подтверждающие документы имеются). Однако, не все локальные акты работают. В ДОУ № 1 разработано Положение о системе оценки индивидуального развития дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС, утвержденное приказом от 23.01.2015г. № 13. При проверке никаких материалов, отражающих работу методической службы по данному Положению, представлено не было.

В ДОУ № 1, 4 не проводилась диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов при реализации требований ФГОС, в ДОУ № 5 проводилась, но выводы не сделаны, а без этого невозможно организовать четкую систему методической работы с кадрами по данному направлению. При этом, 100% педагогов дошкольных учреждений ознакомлены с ФГОС ДО, творчески работающие педагоги принимают участие в разработке Образовательной программы и Рабочих программ по возрастным группам.

Созданы Рабочие (творческие) группы по переработке (внесения коррективов) основной образовательной программы дошкольного образования и локальных актов (приказы имеются). Однако, изучение протоколов заседаний Рабочих групп позволило сделать вывод о непродуктивности и неэффективности работы данных групп в ДОУ № 1, 3, 4, 5. Например: даты последнего заседания Рабочей группы ДОУ № 1 зафиксирована 29.01.2014г. протокол № 8, в ДОУ № 5 – 22.01.2014г. № 3, ДОУ № 4 – в 2015 году заседания не проводились. В ДОУ № 3 анализ протоколов заседаний Рабочей группы позволил сделать вывод, что повестки дня заседаний не отражают реальных дел и проводятся формально: например, протокол от 26.10.2013г. № 8 принято решение «начать работу по формированию базы нормативных документов», протокол от 25.09.2014г. № 3 «начать работу по формированию базы нормативных документов», то есть по протоколу за год никакой нормативной базы не сформировано, а в наличии все основные нормативные документы, сопровождающие внедрение ФГОС в образовательный процесс имеются.

В ДОУ № 1, 3 нет четкой системы работы с документами: одни локальные акты утверждены приказами, другие не утверждены, на заседаниях Рабочих групп в решении утверждаются различные планы, мероприятия, хотя они должны только рассматриваться, приниматься и рекомендоваться на утверждение приказами руководителя учреждения.

  1. Методическое сопровождение введения ФГОС ДО.

2.1. Поэтапная курсовая подготовка педагогов к введению ФГОС ДО.

В настоящее время все педагоги проходят курсовую переподготовку по теме «Современные подходы к организации образовательной деятельности в ДОО в условиях введения ФГОС ДО» в количестве 72 часов в два этапа.

2.2. Организация участия педагогов в мероприятиях (семинары, мастер-классы, консультации, выступления) по вопросам введения ФГОС ДО.

Во всех ДОУ разработан План методического сопровождения перехода на ФГОС, утвержденный приказами, методическое сопровождение отражено в «дорожных картах». С педагогами проводились мероприятия по ознакомлению с ФГОС как учрежденческого, городского так и регионального уровня. В течение 2014 и 2015 года педагоги приняли участие в 5 городских семинарах, с ними проведены 8 консультаций, подготовлены памятки «Преемственность ФГТ и ФГОС в развитии дошкольного образования», «Как организовать деятельность детей в течение дня». Внутри дошкольных учреждений в течение года проведены не менее 10 мероприятий различных форм с педагогами по изучению введению ФГОС ДО в образовательный процесс.

На базе ДОУ № 2 в 2014 году работала постоянно действующая муниципальная площадка по теме «Система саморазвития педагогов посредством проектной деятельности», в работе по данной теме приняли участие 60% педагогов. В 2015 году образована республиканская пилотная площадка по теме «Введение ФГОС в образовательный процесс ДОУ», республиканский семинар планируется на март 2016 года.

2.3. Приобретение методической литературы.

Проводится работа по созданию базы информационно-методических материалов во всех дошкольных учреждениях. Учитывая, что на настоящий момент нет единой утвержденной примерной образовательной Программы дошкольного образования, педагоги с учетом ООП, специфических условий дошкольного учреждения, индивидуальных особенностей детей и личного опыта приобретают методическую литературу и пособия с грифом «ФГОС»: игровая деятельность, авт. Э.Я. Степаненкова, Н.Ф. Губанова, организация прогулок, авт. С.Н. Теплюк, И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова, безопасность, авт. К.Ю. Белая, ознакомление с природой, авт. О.А.Соломенникова, тематические занятия, авт. Н.С. Голицина. В методических кабинетах имеется литература по организации контроля, педсоветов и т.д.

2.4. Информирование родителей воспитанников о подготовке к внедрению ФГОС.

В дошкольных учреждениях проводится целенаправленная работа с родителями, отражающая все аспекты воспитательно-образовательного процесса, в том числе и по информированию с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Изготовлены информационные стенды с доступной информацией, подготовлены памятки по основным понятиям ФГОС ДО, рассматриваются вопросы на родительских собраниях, приглашаются на мероприятия, подготовленные в соответствии с новыми требованиями.

Анализ сайтов дошкольных учреждений по размещению материалов ФГОС ДО позволил сделать вывод, что эта работа находится на крайне низком уровне. В ДОУ № 2 имеется достаточно материалов, отражающих деятельность педагогического коллектива по внедрению ФГОС в образовательный процесс: работа муниципальной площадки, семинар и нормативные документы.

В остальных ДОУ практически нет никаких материалов. В ДОУ № 1 размещен проект ФГОС ДО, а он уже утвержден приказом МО и Н РФ от 17.10.2013г. № 1155. В ДОУ № 4 размещен План методического сопровождения и приказ без установленных реквизитов (нет номера и даты). В ДОУ № 3 и 5 материалы, касающиеся ФГОС ДО не размещены.

Рекомендации:

  1. Руководителям ДОУ № 1, 3, 4:

1.1. Пересмотреть локальные акты, регламентирующие деятельность дошкольного учреждения в режиме ФГОС ДО и привести их в соответствие с нормативными требованиями. Срок: до 15.12.2015г.

  1. Руководителям ДОУ:

2.1. Завершить работу по разработке и корректировке Рабочих программ педагогов и основной общеобразовательной Программы дошкольного образования. Срок: до 01.01.2016г.

2.2. Активизировать работу Рабочих групп по внедрению ФГОС ДО, продумывать тематику заседаний, исходя из нормативных требований и сложившейся ситуации в ДОУ. Срок: в соответствии с Положением.

2.3. При мониторинге профессиональных достижений и затруднений педагогов необходимо делать акцент на знание основных положений ФГОС и умении применять эти знания при организации воспитательно-образовательного процесса и взаимодействии с детьми.

2.4. Заполнить сайт дошкольного учреждения необходимыми материалами, отражающими деятельность учреждения по изучению и внедрению ФГОС ДО. Срок до 27.11.2015г.

  1. Руководителям ДОУ № 1, 3

3.1. Усилить контроль за деятельностью методической службы в дошкольном учреждении, системностью в методических и нормативных документах, организационной деятельностью старших воспитателей.

 

ПРИКАЗ УО МО «Город Адыгейск»

от 19.11. 2015г.354

Об итогах тематического контроля в дошкольных образовательных учреждениях «Нормативно-методическое сопровождение, механизмы реализации условий организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

В соответствии с годовым планом работы и во исполнение приказа Управления образования от 31.08.2015 г. № 273 «О проведении тематического контроля «Нормативно-методическое сопровождение, механизмы реализации условий организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» с 10 по16 ноября 2015года в дошкольных образовательных учреждениях был проведен тематический контроль.

Цель проведения контроля: проведение системного анализа профессиональной деятельности педагогических коллективов в период перехода на ФГОС ДО.

Наши дошкольные учреждения с 2013 года изучают и поэтапно внедряют ФГОС ДО в свой образовательный процесс. Понятно, что это не сиюминутная работа, а кропотливая и очень серьезная. Нет соответствующего оснащения, нет методического обеспечения, и все, что имеется в дошкольных учреждениях, требует обновления, так как дети дома видят новые игрушки, компьютерные игры, в детских парках новое спортивное оборудование, а в ДОУ этого нет. Педагогам трудно работать с устаревшим оборудованием, нехваткой ТСО и компьютерного оборудования. Но и в таких условиях, педагогическими коллективами сделано очень много.

Тематический контроль показал, создана база нормативно-методических материалов, проведена корректировка локальных актов, на базе ДОУ работают постоянно действующие семинары по изучению и введению ФГОС ДО. Проходит поэтапная профессиональная переподготовка дошкольных работников, ею охвачено 100% педагогов. Изготовлены памятки, как для педагогов, так и для родителей, информационные стенды знакомят родителей с изменениями в деятельности дошкольных учреждений.   Внесены изменения в планирование и написание план — конспектов. Идет работа над разработкой основной образовательной программы дошкольного образования и рабочими программами педагогов. Это вызывает определенные трудности, так как нет утвержденной на федеральном уровне программы и учебно-методического комплекта к ней и это пока не дает право говорить, что основная образовательная программа ДОУ и методическое обеспечение к ней соответствуют ФГОС ДО.

Четкая и системная работа проводится по данному направлению в дошкольном образовательном учреждении № 2 (заведующая Багова С.К.). На базе данного учреждения организована республиканская пилотная площадка по теме «Введение ФГОС в образовательный процесс ДОУ».

При всех положительных наработках и достижениях много нерешенных проблем и недостатков.

На сайтах дошкольных учреждений, кроме ДОУ № 2, практически не размещены материалы, отражающие деятельность дошкольных учреждений по внедрению ФГОС ДО в образовательный процесс. А в тех материалах, которые размещены, допускаются неточности и нарушения.

Не прослеживается системная и согласованная работа методической службы в ДОУ № 1 (заведующая Тхатель С.Т.), 3 (заведующая Беретарь С.Т.).

Локальные акты, в частности, протоколы педсоветов, заседаний Рабочих групп, родительских собраний не отражают истинного положения по проделанной работе и являются неэффективным показателем деятельности методической службы ДОУ.

На основании изученных материалов

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Отметить высокий уровень работы дошкольного образовательного учреждения № 2 «Василек» по изучению и внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  2. Руководителям ДОУ № 1, 3, 4, 5:

2.1. Усилить контроль за деятельностью методической службы дошкольных учреждений по изучению и внедрению ФГОС ДО по всем направлениям «дорожной карты».

  1. Руководителю ДОУ № 1 наложить дисциплинарное взыскание на старшего воспитателя за недостаточное исполнение своих должностных обязанностей.
  2. Руководителям ДОУ:

4.1. Изучить материалы проверки и устранить выявленные замечания в установленные сроки.

4.2. План устранения выявленных недостатков и замечаний представить в Управление образования в срок до 07.12.2015г.

  1. Контроль исполнения приказа возложить на методиста Тхагапсо Н.Н.

 

 

Перейти в раздел ФГОС