Анализ деятельности ДОУ по повышению педагогической квалификации

Для профессионального роста дошкольных работников методической службой предусматриваются различные формы работы. Одной из форм работы является повышение квалификационной категории посредством защиты при аттестации педагога.

 Число педагогов, получивших квалификационную категорию.

 

 

Годы

Соответствие занимаемой должности 1-ая квалификационная категория

(количество, %)

Высшая квалификационная категория

(количество, %)

2012-2013г. 6 — 8% 10 -13% 8 – 11%
2013-2014г. 5 – 7% 3 – 4% 11 – 15%
2014-2015г. 1 – 1% 4 – 5% 2 – 3%
ИТОГО: 12 – 17% 17 – 24% 21 – 29%

 Вывод: 70% педагогов имеют квалификационную категорию, что позволяет отметить высокий уровень повышения педагогической квалификации посредством аттестации педагогических работников. При этом количество педагогов, проходивших аттестацию за последние три года, снизилось на 7-8%. Наибольшее количество педагогов (21), что составляет 29%, имеют высшую квалификационную категорию.

Высокий квалификационный уровень педагогов позволяет повысить результативность образовательной деятельности, учит целенаправленно организовывать свою работу, находить авторские решения возникающих задач, что способствует повышению качества дошкольного образования на муниципальном уровне.

Рекомендация: остается неиспользованный потенциал для организации дальнейшей работы по аттестации педагогических работников ДОУ, поэтому необходимо эту работу продолжать с педагогами, не проходившими аттестацию и организовать систематическую работу по подтверждению полученной категории через 5 лет. Каждый педагог должен иметь как минимум соответствие занимаемой должности. На начало 2016 года 9 педагогов не имеют соответствия занимаемой должности, что составляет 16% от общего количества.

Курсовая переподготовка имеет большое значение для осуществления качественной педагогической деятельности, она осуществляется по плану. В 2015 году все педагоги прошли курсовую переподготовку в связи с введением и реализацией требований ФГОС ДО в количестве 108 часов.

Одной из форм повышения педагогической квалификации является обобщение педагогического опыта работы. Педагоги дошкольных образовательных учреждений города Адыгейска имеют большой практический и методический опыт работы. Главной задачей является – обобщить опыт мастеров, презентовать и превратить его в ресурс решения профессиональных затруднений.

 Количество презентаций опыта работы дошкольных работников.

(количество %)

 

Годы

Формы презентации опыта
Творч. отчет Портфолио ГМК Мастер-класс МО Конкурсы Семинары
2012-2013г. 1 0 2 0 0 8 2
2013-2014г. 1 3 2 0 0 9 3
2014-2015г. 0 3 3 1 1 7 5
ИТОГО: 4% 11% 13% 2% 1% 44% 18%

 Выводы: Анализ презентаций опыта работы педагогов ДОУ за последние три года позволил подвести итог работы по данному направлению. Индивидуальная деятельность педагогов и их участие в профессиональных сообществах выявляют достижения педагогического труда как коллективного, так и каждого по отдельности.

Хочется отметить активизацию работы по обобщению педагогического опыта, хотя формы данной работы необходимо обогатить, больше демонстрировать достижения педагогов посредством мастер-классов, активнее работать на городских методических объединениях. Активно педагоги участвуют в конкурсах различных уровней. Конкурсы являются важной публичной формой презентации опыта. Участие в конкурсах позволяет педагогам осуществлять связи личностного и профессионального развития, развивать взаимодействие и сотрудничество педагогов, объединенных общей творческой проблемой, выявлять условия для профессионального роста.

Таким образом, слабо ведется работа по обобщению опыта педагогов на уровне проведения городских мероприятий и на уровне работы дошкольных образовательных учреждений. Приходится отметить, что методическая работа по обобщению педагогического опыта носит эпизодический характер и не дает полного представления о деятельности педагогов. При этом чаще всего презентация элементов опыта проходит через открытые занятия, опыт редко облекается в письменную форму, так как педагоги недостаточно владеют технологией его описания.

Рекомендации: усилить работу по обобщению опыта работы педагогов, используя все формы методической работы;

— провести семинары по ознакомлению педагогов с технологией оформления педагогического опыта (н-р: «ППО – актуальность, описание, презентация»).

— создать необходимые условия для формирования у педагогов потребности в самоорганизации, самообразовании и планировании творческой деятельности.

 Количество педагогов, принимавших участие в конкурсах.

Год Городские Региональные Электронные
2013 13 1 7
2014 16 0 15
2015 16 4 11
Итого 45 (80%) 5 (9%) 33 (60%)

 Вывод: Анализ участия педагогов ДОУ в конкурсах за последние три года показал, что подготовка педагогов носит эпизодический характер. Так как тематика конкурсов не соответствует годовым задачам, и у педагогов нет возможности через разные системы повышения квалификации и самообразования приблизить свою деятельность к заданной тематике.

Наиболее активное участие педагоги принимают в городских конкурсах, все большей популярностью пользуются электронные конкурсы.

Традиционной публичной формой презентации опыта являются конкурсы. Но они не популярны у педагогов по ряду причин. Во-первых, неумение систематизировать результаты своей профессиональной деятельности. Во-вторых, низкая самооценка профессиональной компетентности. В-третьих, психологическая неготовность педагогов к выступлению перед большой аудиторией слушателей. В-четвертых, отсутствие возможности материального вознаграждения. Поэтому, методической службе ДОУ необходимо переосмыслить подходы к проведению конкурсов.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Разрабатывая систему мероприятий по популяризации конкурсов, нужно исходить из их продуктивности: конкурс должен быть направлен на улучшение качества воспитательно-образовательного процесса. Если из года в год проводится один и тот же конкурс и не дает результата, никакого смысла в конкурсе нет (Н-р: оформление участков к летне-оздоровительному периоду и к новому учебному году). Также необходимо тщательно продумывать цели и задачи конкурсов, потому что, часто тематика и содержание конкурсов им не соответствует.

Нужно исходить из того, что участие в конкурсах активизирует деятельность педагогов по распространению опыта работы; развивает взаимодействие и сотрудничество педагогов, объединенных общей творческой проблемой, выявляют условия для профессионального роста педагогов.

 Структуру организации проведения конкурсов можно представить по нескольким направлениям:

Информационно-аналитический этап 1. Изучение потребностей педагогов

2. Анализ состояния педагогических кадров и уровень их профессионального мастерства.

3. Разработка механизма взаимодействия с отдельными педагогами, УО, АРИПК.

4. Издательская деятельность.

5. Пропаганда ППО.

6. Издательство информационно-методических стендов, журналов, методических рекомендаций по различным направлениям деятельности педагогов.

Методическое сопровождение Методическое сопровождение осуществляется через обучающие семинары. Разрабатывая их, необходимо учитывать общие затруднения в подготовке конкурсантов:

— недостаточный уровень теоретических знаний и психологической готовности к конкурсным испытаниям;

— нечетко сформулированные задачи потребностей и др.

На подобных семинарах оказывается помощь в оформлении конкурсных материалов и презентации для защиты своей концепции. Как правило, подобные семинары проходят на базе образовательного учреждения в удобное для всего коллектива время. Семинары дают возможность педагогам пробовать себя в роли конкурсанта, презентуя свой опыт работы; увидеть в нем свои ошибки, оказать помощь своим коллегам в обобщении инновационного опыта.

Индивидуальный маршрут педагога Индивидуальное сопровождение (маршрут) и поддержка педагогов в период между конкурсами осуществляется через консультирование, экспертизу их деятельности, корректировку представленных материалов (программы, методические рекомендации и разработки, описание ППО). В соответствии с возникающими потребностями организуются индивидуальные и коллективные консультации. Как правило, коллективные консультации сопровождает психолог. Начало индивидуального маршрута педагога – индивидуальная программа (план) деятельности по повышению квалификации. Написание плана – творческая работа, так как в нем отражаются личные образовательные потребности педагога,   большое место отводится самообразованию и обучению на рабочем месте, поэтому педагогов необходимо привлекать к подготовке и проведению педагогических мастерских и гостиных, созданию проектов, конструированию учебных заданий, участию в педагогических сообществах.

Результативность продвижения педагогов выявляется в ходе аттестационных процедур, отчетов по самообразованию на МО, проведению мастер-классов, гостиных, творческих отчетов, сообщений на педсоветах, представления опыта своей работы на стендах и т.д.

Организация и проведение конкурсов Желательно, чтобы темы конкурсов исходили из годовых задач, реализуемых дошкольным учреждением.

Как правило, над задачами работают 2-3 года, где особое внимание уделяется: первый год – обучение педагогов; второй – организация развивающей среды; третий – наблюдению работы с детьми. Конкурсы приходятся на второй – третий годы реализации задач, цель которых не только выявление лучшего педагога, но определение уровня профессиональной компетентности воспитателя.

Технология проведения конкурсов:

— обсуждение итогов первого года реализации задач на Совете педагогов;

— определение темы конкурса, сроков;

— выбор оргкомитета, разработка положения, издание приказа;

— методическое сопровождение участников конкурса (консультация, редактирование материалов, посещение мероприятий и т.д.);

— конкурс, работа жюри;

— составление протокола или аналитической справки и приказа по итогам конкурса;

— совещание по итогам конкурса и награждение победителей.

Анализ эффективности проведения конкурсов Анализируя конкурсные материалы, можно выявить проявили ли педагоги знания инновационной педагогики и возрастной психологии, высокий уровень методологической компетентности, индивидуальный творческий почерк. Анализ позволяет выявить общие и индивидуальные недостатки и выстроить дальнейшую методическую работу.
Корректировка деятельности методической службы Задача методической службы заключается в организации помощи педагогам по самообразованию и определению индивидуального маршрута. Старшие воспитатели разрабатывают рекомендации по информационному обеспечению профессионального развития педагогов, определению форм и содержания индивидуального методического сопровождения, привлечения педагогов к обобщению и презентации опыта своей деятельности.

Реализация поставленных задач позволит сформировать у педагогов потребность в самоорганизации и планировании творческой деятельности, целеполагание этой деятельности, сформирует умение вносить коррективы в норму, повысит коммуникативную и методологическую культуру педагогов, приведет к повышению качества образовательного процесса. Конкурс перестанет считаться труднодоступным барьером.

Сводная таблица возможностей и затруднений педагогов дошкольных образовательных учреждений г.Адыгейска на 2015-2016 учебный год.

 Дата обследования: _сентябрь — октябрь 2015г.

 

 

Раздел деятельности

Отзывы педагогов, человек
Имею опыт, могу поделиться Имею недостаточный опыт, хочу научиться Не имею опыта, хочу научиться
1. Организация игровой деятельности 2 6 1
2. Закаливающие мероприятия 1 4 4
3. Организация двигательной деятельности 1 4 4
4. Обеспечение безопасности жизнедеятельности 3 4 2
5. Физическое развитие 4 3 2
6. Экологическое воспитание 2 3 4
7. Речь и речевое общение 1 6 2
8. Обучение грамоте 3 3 3
9. Развитие математических представлений 1 6 2
10. Развитие историко-географических представлений 1 3 5
11. Вопросы этики и эстетики. Этикет 1 6 2
12. Художественно-речевая, театральная деятельность 6 2 1
13. Приобщение к национальным истокам 3 4 2
14. Приобщение к искусству. Музейная педагогика 3 1 5
15. Взаимоотношения детей и взрослых 4 4 1
16. Создание благоприятного микроклимата в группах 7 2
17. Создание развивающей среды 3 5
18. Организация продуктивной деятельности 5 1 2
19. Взаимоотношения с семьями воспитанников 6 3 1
20. Организация досугов 5 4
21. Планирование 5 4
22. Определение уровня достижений детей 5 4
23. Дидактическое обеспечение 6 3
24. Педагогика сотрудничества 3 6
25. Нравственное воспитание 4 5
26. Вопросы введения ФГОС ДО 10 18 25

Примечание: 1 – слабые места в работе ДОУ.

1 – вопросы для обобщения опыта