Изменения в образованиии с 1 сентября 2025 года в новостную ленту доработанное

1.Изменения с 1 сентября 2025 года в образовании: в школах

С 1 сентября 2025-го в России вступают в силу важные изменения в образовании. Разбираем, что ждёт школьников  и учителей в новом учебном году.

1.2.Учебный график в школах.

1 сентября вступит в силу приказ Минпросвещения от 9.10.2024 №704, который внёс множество изменений в федеральные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования.

Некоторые изменения касаются режима занятий и отдыха. Каждая школа, как и раньше, может самостоятельно устанавливать режим работы (5 или 6 дней в неделю) и график учебного года — но, конечно, с учётом законодательства и гигиенических нормативов. Как и раньше, возможны варианты по четвертям, триместрам, индивидуальному графику. Продолжительность учебного года основного общего образования должна составлять 34 недели, при этом продолжительность учебных периодов в первом полугодии должна быть не более 8 учебных недель; во втором полугодии — не более 11 недель (раньше было — не более 10 недель).

Установлено, что при возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, в том числе военных действий, на отдельных территориях общеобразовательные организации могут вводить дополнительные каникулы в течение учебного года с сентября по май со сдвигом учебного процесса на летние месяцы. На практике так порой бывало и раньше, но теперь эта возможность закреплена нормативно.

Общая минимальная продолжительность каникул должна быть не менее 126 дней для 10-х классов и 42 дня для 11-х классов.

Какой учебный график — идеальный: начало уроков, длительность учебной недели и так далее

1.3. Учебная нагрузка в школах и единое расписание

Тем же приказом Минпросвещения от 9.10.2024 №704 установлен объём максимально допустимой нагрузки в течение недели в соответствии с различными вариантами федеральных учебных планов. Эти учебные планы отличаются друг от друга 5-дневной или 6-дневной учебной неделей, а также набором обязательных учебных предметов (например, наличием в программе, кроме русского языка, также родного, или второго иностранного языка). То есть по каждому учебному плану расписано общее количество часов буквально для каждого предмета. Это сделано ради оптимизации нагрузки школьников.

Кроме того, Минпросвещения разработало варианты расписаний уроков для 1–11-х классов при организации обучения в 2025/26 учебном году. Это анонсированное в апреле так называемое единое расписание уроков. Цель его разработки — минимизировать перегрузку и равномерно распределить учёбу.

В соответствии с разными вариантами федеральных учебных планов и с учётом 5-дневной или 6-дневной недели разработаны:

При этом в методических рекомендациях по применению этих вариантов установлено, что школа может адаптировать выбранный вариант единого расписания, исходя из имеющихся у неё условий — кадровых и материально-технических, а также с учётом контингента учеников. Также методические рекомендации фиксируют некоторые общие важные принципы. Например, поясняют, как распределять учебную нагрузку в течение недели (есть два варианта: с нарастанием нагрузки к середине недели и, наоборот, с «облегчённым» днём в середине недели).

1.4.Изменения в учебных программах и их унификация

Приказ Минпросвещения от 9.10.2024 №704 вводит единые поурочные планы по основным предметам, чтоб обеспечить единство образовательного процесса. В планах расписаны темы каждого урока по конкретному предмету в течение учебного года.

Для каждого предмета установлен перечень (кодификатор) распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения образовательной программы. Что это значит? Это перечень элементов содержания, которые проверяют на ОГЭ и ЕГЭ. Цель — точнее подстроить учебный процесс под требования государственной аттестации.

      2.Лимиты на уроки в начальной школе и времени на домашнюю работу

Чтобы «учитывать биоритмы» детей и равномерно распределять их нагрузку, Минпросвещения установило нормы по количеству уроков в неделю для учеников началки. Так, у первоклассников не должно быть больше 20–21 часа занятий в неделю, у вторых — четвертых классов — не больше 23–26 часов.

2.1. Установили и лимит времени на выполнение домашних заданий — для всех:

1-й класс — не больше часа в день;

2–3-й классы — не больше полутора часов в день;

4–5-й классы — не больше двух часов в день;

6–8-й классы — не больше двух с половиной часов в день;

9–11-й классы — не больше трех с половиной часов в день.

За количеством уроков в начальной школе и объемом домашки должна следить школа, а учителям нужно озвучивать задание на следующие уроки сразу в классе и до конца учебного дня дублировать его в электронном журнале.

2.2. Ограничение времени на контрольные и проверочные работы

По приказу Минпросвещения, контрольные работы должны занимать не больше 1–2 уроков в день, которые длятся не дольше 45 минут. Проверочные — не дольше одного урока длительностью 45 минут. Всероссийские проверочные работы могут занять 1–2 урока, то есть от 45 до 90 минут.

Занимать все эти работы должны не больше 10% времени от уроков, выделенных на освоение предмета. То есть, например, если уроков по русскому в старших классах должно быть 102, контрольных и проверочных — не больше 10. Если уроков 68 — не больше 6 тестов и других диагностик.

  1. Расписание ВПР в 2025/2026 учебном году

ВПР в 2025/2026 учебном году пройдут с 20 апреля по 20 мая. Каждая школа сама сможет выбрать даты работ по разным предметам.

Проверочные пишут в 4–8-х и 10-х классах. Обязательные для всех предметы — русский и математика, а набор дисциплин по выбору у начальной, средней и старшей школы отличается. Например, 4-м классам могут попасться либо окружающий мир, либо литературное чтение, либо иностранный язык. В 5–6-х классах дополнительных предмета два: по случайному выбору могут достаться история, литература, иностранный, география и биология. В 7–8-х классах к этому списку добавляются физика и информатика, а в 10-м — обществознание.

  1. Установлены изменения и в части учебных предметов «История» и «Обществознание».

Так, с 1 сентября 2025 года в 5–7-х классах число часов, рекомендованных для изучения истории, составляет 3 часа в неделю: 5-й класс – 68 часов (всеобщая история), 34 часа (история нашего края); 6-й и 7-й классы – 28 часов (всеобщая история), 57 часов (история России), 17 часов (история нашего края). В 8–9-х классах изменения предусмотрены с 1 сентября 2026 года: для 8-х классов отводится 34 часа на всеобщую историю и 68 часов на историю России; для 9-х классов – 23 часа на всеобщую историю и 45 часов на историю России.

С 1 сентября 2025 года – в 6–7-х классах обществознание не изучается; в 8–9-х классах число часов, рекомендованных для изучения предмета, остается без изменений.

С 1 сентября 2026 года школьники начнут изучать обществознание только в 9-м классе.

  1. В новом приказе Минпросвещения России представлено подробное поурочное планирование для каждого учебного предмета, что позволяет более четко структурировать процесс обучения. Теперь учителя могут следовать заранее утвержденным темам уроков, адаптированным к новому образовательному стандарту.
    Например, для русского языка в 5 классе предусмотрено следующее планирование:
  2. Богатство и выразительность русского языка.
  3. Лингвистика как наука о языке.
  4. Повторение орфографии: правописание гласных и согласных в корне (повторение пройденного в начальной школе).
  5. Повторение орфографии: правописание разделительного мягкого и твердого знаков.
  6. Повторение состава слова.
  7. Повторение морфологии: самостоятельные и служебные части речи.
  8. Повторение синтаксиса.
  9. Контрольная работа (повторение пройденного в начальной школе).
  10. Устная и письменная речь.
  11. Монолог, диалог, полилог.
  12. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо.
  13. Виды чтения.
  14. Виды аудирования.
  15. Речевой этикет.
  16. Обучающее сочинение (изложение).
  17. Понятие о тексте и т.д.

Обществознание и история с 1 сентября 2025

Изменения в изучении истории и обществознания с 1 сентября 2025 года будут следующими:
5-й класс:

  • 68 часов будет выделено на изучение всеобщей истории.
  • 34 часа — на историю своего края.
    6-й класс:
  • 28 часов для изучения всеобщей истории.
  • 57 часов на изучение истории России.
  • 17 часов на историю края.
    7-й класс:
  • 28 часов — на всеобщую историю.
  • 57 часов — на историю России.
  • 17 часов — на историю своего края.

8-й и 9-й классы (с 2026 года):
8-й класс:

  • 34 часа на всеобщую историю.
  • 68 часов на историю России.
    9-й класс:
  • 23 часа на всеобщую историю.
  • 45 часов на историю России.

Обществознание с 9 класса:
С 1 сентября 2026 года обществознание начнут преподавать с 9-го класса.

Изменения в ФРП

В новом приказе Минпросвещения России представлены изменения в федеральных рабочих программах (ФРП) по различным учебным предметам. Вот основные моменты:

  1. Русский язык: добавлено поурочное планирование, требования к результатам обучения, а также элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ. Теперь легче отслеживать, какие темы необходимо будет сдавать на экзамене.
  2. Литература: аналогично русскому языку, введено поурочное планирование и требования для ЕГЭ. Это поможет ученикам и учителям более структурированно подойти к подготовке.
  3. Родные языки и литература: появилась возможность корректировать общее количество часов, и некоторые модули, такие как «Толерантность», были заменены на «Уважение» или исключены вовсе.
  4. Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский): добавлен кодификатор требований и возможность корректировки часов, что позволит образовательным организациям гибко подходить к углубленному изучению языков.
  5. Математика: введены требования для ЕГЭ, а для углубленного уровня появилось новое содержание по курсу «Вероятность и статистика». Это обновление позволит лучше готовиться к экзаменам.
  6. Информатика: добавлены требования к результатам освоения программы и возможность корректировки часов для углубленного изучения. Это делает предмет более гибким и адаптированным к нуждам учащихся.
  7. Физика и химия: также добавлены требования для ЕГЭ, что поможет в подготовке к экзаменам.
  8. Биология: введены кодификаторы требований, которые будут проверяться на ЕГЭ, что сделает подготовку более целенаправленной.
  9. История: обновлено поурочное планирование, что поможет более четко структурировать изучение предмета и подготовку к экзаменам.
  10. Обществознание: добавлены поурочные планы для 10 и 11 классов, а также требования для ЕГЭ. Это сделает процесс обучения более понятным и последовательным.
  11. Физическая культура: введена новая редакция модулей, таких как «Самбо», «Гандбол», «Хоккей», «Городошный спорт» и даже «Компьютерный спорт», что делает уроки более разнообразными.
  12. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ): корректировки в модуле «Безопасность в социуме» и добавление поурочного планирования обеспечат учащимся более современное и актуальное обучение.
  13. Рабочая программа воспитания: внесены изменения в модули «Классное руководство» и «Профориентация», что поможет более эффективно работать с учениками в плане их воспитания и подготовки к профессиональной деятельности.

Эти изменения делают образовательные программы более гибкими, адаптированными к современным требованиям и помогают готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и дальнейшей жизни.

Организационные моменты учебного процесса

В новом Приказе Минпросвещения 704 также обновлены организационные моменты учебного процесса. Вот краткое и структурированное описание изменений:

Внеурочная деятельность:

  1. Один час в неделю рекомендуется посвящать занятию «Россия — мои горизонты».
  2. До 4 часовв неделю школьники могут выбирать сами занятия по интересам, 1 час — на организационную деятельность, и еще 1 час — на профориентацию. Школы сами определяют формы проведения внеурочных занятий.

Эти изменения позволят более гибко организовать учебный процесс и внеурочную деятельность, создавая комфортные условия для учеников и преподавателей.