Развивающая предметнопространственная среда дошкольных групп. Вопросы и ответы
Вопрос: с чего начать изменения в группе? Как понять, что необходимо изменить?
Ответ:
Однозначно, начинать надо с анализа ситуации. Этому способствует картирование группового пространства.
СЛОВАРЬ: общее значение термина «картирование» — создание карты чего- либо, описание чего-либо с помощью карт.
Процесс картирования является одним из первых шагов для понимания того, с чего начать изменения в пространстве группы и каким образом усовершенствовать это пространство, сделать его максимально комфортным для детей.
Собирая информацию во время педагогического наблюдения за детьми, педагоги могут описать пространство группы с точки зрения «востребованности» детьми тех или иных зон, центров, уголков и т.д. А затем организовать пространство, используя результаты наблюдения и «подсказки» основных субъектов деятельности — детей.
Для понимания необходимости внесения изменений в образовательное пространство и в организацию РППС, следует ответить на вопрос: среда для ребенка или ребенок для среды? Однозначного ответа нет и быть не может.
«Среда для ребенка» — это социализация, так как ребенок — субъект, а окружающие его предметы — объекты, взаимодействие ребенка с окружающим миром предметов и явлений происходит в деятельности, в общении, в которое включены другие дети и взрослые. Так выстраиваются субъект — субъектные отношения, являющиеся основой партнерства и сотрудничества.
«Ребенок для среды» — это индивидуализация образования, это возможность выбора, проявления инициативы и самостоятельности. Индивидуализация образования позволяет учитывать интересы каждого ребенка, его избирательную направленность на объекты развивающей
ГБОУ Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы
Пособие для воспитателей. Развивающая предметно-пространственная среда. Вопросы и ответы.
предметно — пространственной среды для самореализации и самовыражения. При создании РППС необходимо учитывать оба эти положения.
Картирование позволяет определить и графически отобразить все элементы РППС, их рациональное размещение с позиции центров активности, которые мотивируют и стимулируют общение детей в разных видах деятельности, и с позиции необходимости детской автономии.
Визуальная информация, отображенная в картировании, помогает понять необходимость и суть изменений, предполагаемых в РППС группы. Вопрос: как создать среду по стандарту своими руками? (ограничены финансы).
Ответ:
Какие изменения в создании среды современного дошкольного учреждения можно оценить, как новые прогрессивные подходы? Как они способствуют развитию ребенка и его эмоциональному благополучию?
Какова взаимосвязь между правильно организованной предметно — игровой среды и развитием сюжетно-ролевой игры?
Как правило, при организации предметно-игровой среды воспитатели используют традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами («Больница», «Почта», «Парикмахерская» и др.), которые делают пространство группы эстетически красивым, привлекательным для педагогов и родителей. Обустройство такой группы требует немало финансовых вложений. Но уютно ли детям в такой группе? Привычные для нас игровые уголки вносят в сюжетно-ролевую игру детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельного игрового творчества ребенка.
Мы предлагаем новый подход к организации РППС в детском саду, направленный на активизацию свободной самостоятельной игры детей. Мы предлагаем создавать РППС с помощью гофрокартона. Этот материал экологичен, требует небольшого навыка в оформлении, достаточно крепкий, чтобы стать частью детских игр в течении месяца и даже дольше. Так же можно использовать разные виды и размеры тканей, мягкие модули, переносные ширмы.
Надеемся, что это будет интересно педагогам, особенно в настоящее время, когда в дошкольном образовании наблюдается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности.
Вопрос: мобильность среды. В каких вариантах она действительно уместна?
СЛОВАРЬ: мобильность — это способность к быстрым изменениям, преобразованиям, действиям и взаимодействиям.
Ответ:
Мобильность РППС — одно из необходимых условий, которое делает среду развивающей. В мобильном пространстве ребенок активен, он субъект деятельности. Он организует пространство для себя, он делает осознанный выбор, руководствуясь своими интересами и потребностями. Только возможность проявления такой детской активности делает среду по — настоящему развивающей.
Мобильность среды должна соответствовать принципам организации РППС, рекомендованным ФГОС дошкольного образования. Мобильность среды возможна при наличии:
- рационального размещения в групповом пространстве центров активности;
- свободного доступа детей ко всем элементам РППС;
- системы навигаторов в групповом пространстве в виде символов и обозначений, разработанных самими детьми;
- легко трансформируемой мебели, которая может использоваться разнопланово в соответствии с игровыми замыслами детей;
- достаточного пространства для организации детской игры;
- разнообразных полифункциональных материалов и пособий (игрушки, конструкторы, кубики, мягкие модули, природный и бросовый материал и др.);
I Вопрос: что такое полифункциональная среда и как ее создавать? Ответ:
Полифункциональность среды заключается в возможности ее разнообразного использования. Наряду с предметами, обладающими жестко закрепленными способами употребления, наполняем группу трансформируемыми ширмами, мобильными стеллажами, многофункциональными предметами.
РППС должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и при этом должна быть многофункциональной.
Вопрос: зачем необходимо развивающую предметно-пространственную среду?
Ответ:
Для того, чтобы предметно-пространственная среда выполняла развивающую функцию и помогала педагогу организовать деятельность детей, ее необходимо выстраивать с учетом следующих особенностей:
- возраст детей;
- сезонность;
- планирование (календарное, комплексно-тематическое, перспективное с учетом годовых задач ОО);
- события в жизни группы.
Вопрос: как часто необходимо производить изменение?
Ответ:
Как часто меняем | |||
Что меняем | Время года | Тема недели | События в группе |
Оформление стен групповых комнат и приемных | Раз в сезон | В соответствии с планом | К событию |
Содержание в центрах активности | Раз в месяц | В соответствии с планом |
Вопрос: если по комплексно — тематическому планированию содержание центров пора менять, а дети еще не наигрались. Что делать?
Ответ:
Зона повышенного внимания, как правило, находится напротив входа в группу. Именно там желательно выделить место, в котором наглядно представлена актуальная тема.
Когда тематическая неделя завершается, а материал остается в помещении (для закрепления, напоминания, продолжения игры), оптимально переместить его левее от зоны повышенного внимания, освободив место для новой выставки.
В группе выделяется место, в котором наглядно представлена выставка по теме недели. По окончании изучения темы, материалы выставки перемещаются в уголок соответствующей направленности, освобождая место экспозиции по новой теме. В содержание всех центров снова вносятся
При распределении материалов необходимо учитывать правило «красного угла». Так, правый угол напротив двери является зоной повышенного внимания. Здесь лучше размещать информацию по актуальной теме. Когда тематическая неделя завершается, а информация остается в помещении (для закрепления, напоминания), оптимально перемещать ее против часовой стрелки, влево от красного угла.
I Вопрос: как можно использовать свободное пространство стен?
Ответ:
Правильное оформление стен в детском саду — это отличный инструмент прямого воздействия на формирующее сознание ребенка. Пространство стен можно использовать для оформления тематических выставок, проектной деятельности, настенных игр.
При оформлении стен необходимо помнить о культуре оформления: использовать современные экологические материалы: пробковая доска, обои для мела, магнитную краску и т.д. Важно, чтобы дети принимали участие при обсуждении и при создании вертикального образовательного пространства группы. Это создаст в сознании каждого ребенка приятное ощущение праздника и причастности к общему делу.
Дошкольники не умеют читать, но они невероятно пристально всматриваются даже в самые простые изображения. Используйте для оформления элементы инфографики, алгоритмы с картинками. Например, сложный для многих детей алгоритм одевания можно красиво и доступно изобразить таким образом, что вскоре ребенок благополучно освоит этот навык.
Пространство стен можно использовать для игр. Настольные варианты игр на стене очень увлекают детей. Это могут быть всевозможные бизиборды, развивающие панно, лабиринты, игры своими руками.
Вопрос: ребенок с ОВЗ е общеразвивающей группе. Как организовать среду в группе?
Ответ:
Сегодня общеразвивающие группы посещают дети с различными особенностями развития. Создание рациональной предметно-развивающей среды является одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с ОВЗ.
Так для детей с нарушением зрения важными являются такие факторы как: достаточная освещенность помещений, удобное размещение детей за столами во время занятий, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, наличие ориентиров, границ пространства.
- Освещенность рабочего места подбирается индивидуально в
соответствии с особенностями активности зрительной системы (не менее 400-500 люкс);
- для детей, страдающих светобоязнью, рекомендуется установить
светофильтры на солнечную сторону окон.
- Поверхность стола, а также материалы и пособия должны иметь матовую, неотражающую поверхность и четкие контуры.
Необходимо также учитывать, что для зрительного комфорта цвет стен группы должен быть средней светлоты и насыщенности (пастельные тона).
Для рационального использования зрения и увеличения зрительной концентрации:
- специально усиливается контраст окружающих предметов. Например, откосы и углы обозначаются яркими метками;
- важна контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону;
- предпочтительнее отрицательный контраст, так как дети лучше различают темные объекты на светлом фоне по сравнению со светлым на темном;
- дети также лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, нежели контурные;
- для успешного развития пространственной ориентировки важно наличие зрительных ориентиров, меток, ограничителей, графических схем.
- для выполнения зрительной гимнастики используются также метки разного размера на оконном стекле, на поверхности стен, подвесные игрушки и др. ориентиры.
Ребенок с РАС трудно адаптируется в любой новой обстановке и при переменах ситуации, имеет трудности восприятия словесных инструкций и затрудняется при необходимости самостоятельного выполнения задания. Такие дети нуждаются во введении четких алгоритмов или стереотипов деятельности в процессе обучения. Им необходим четкий порядок действий при мытье рук, при переодевании и т.п.
Поскольку у детей с расстройством аутистического спектра часто затруднено восприятие устной речи, рекомендуется сделать визуальные подсказки.
Дети с РАС хорошо понимают рисунки, поэтому важна организация восприятия новой информации через схемы, инструкции, простые изображения.Также для детей с РАС необходимо создание специальных зон или комнат для релаксации.
Для детей с нарушениями речи необходимо создание стимулирующего речевого пространства. При создании развивающего речевого пространства важно соблюдать ряд принципов:
- Принцип динамичности развивающей среды
Основное правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно!
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Для осуществления контакта взрослому важно найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой в целом.
Психологи утверждают, что дети, сидя за круглым столом, чувствуют себя психологически комфортнее, поэтому они более активны в учебной деятельности. В соблюдении данного принципа отлично поможет мобильная мебель.
- Принцип активности, самостоятельности, творчества
По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, должна провоцировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Для этих целей используются различные функциональные блоки (центр экспериментирования, творчества и т.д.).
С целью стимулирования речевой активности детей в дошкольном учреждении могут быть оформлены речевые уголки, в которых систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий:
-пособия для проведения артикуляционных упражнений;
-комплексы пальчиковых игр, игры для развития мелкой моторики;
-игрушки для развития правильного речевого выдоха;
-тематические альбомы и др.
- Принцип учета половых и возрастных различий детей
Построение среды с учетом половых и возрастных различий дает возможность педагогу предоставить наполняемость группы различными пособиями, оборудованием, играми, которые будут интересны как девочкам, так и мальчикам. Среда должна помогать детям реализовать свои интересы, способности, наклонности.
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
Для того, чтобы определить структуру оптимальной окружающей среды, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству.
Хорошо организованная среда побуждает детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая, тем самым, функциональную активность ребенка, в том числе способствуя его эмоциональному благополучию. Обратить внимание на умение ребенка оценить свое состояние, настроение,
Выставляя определенный «знак» в виде фигурки (листик, геометрическая фигура, воздушный шарик), заранее обсужденный с детьми эталон (например, красный — отлично, веселое настроение, доволен выполненной работой; зеленый — средне, настроение не очень хорошее, работой не совсем доволен; синий -плохо, настроение плохое, выполненной работой не доволен), ребенок показывает свое эмоциональное состояние, свою самооценку деятельности.
Тем самым дает возможность педагогу проследить комфортность пребывания ребенка в определенный временной промежуток.
Учитывая, что в детском саду ребенок проводит практически весь день, необходимо предусмотреть возможность отдыха от общения. Это может быть зона отдыха, где ребенок может уединиться, рассмотреть книгу. Таким образом мы создаем условия для индивидуальной комфортности каждого ребенка.