Методические рекомендации по выявлению уровня сформированности социально-коммуникативных умений и навыков дошкольников

Методические рекомендации по выявлению уровня сформированности социально-коммуникативных умений и навыков дошкольников

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.

Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребенка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в содержании образовательной деятельности образовательных организаций более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования представлена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» и определены задачи социально – коммуникативного развития дошкольников:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательной организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Общение — одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни мегадеятельностью, то есть деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их, и являющейся условием их успешной реализации. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром становится особо актуальной на современном этапе.

К элементам эффективного общения относятся:

— желание вступать в контакт с окружающими;

— умение организовывать общение: слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации, уметь завершать общение;

— знание норм и правил речевого этикета, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребенка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребенка в этот социум. Ребенок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь им в обретении собственного опыта.

Социально-коммуникативное развитие непосредственно связано с деятельностной стороной формирования личности, поэтому на практике осуществляется через игровую деятельность, трудовую активность и самообслуживание.

Чтобы оценить эффективность выбранных приемов работы по социально-коммуникативному развитию, необходимо периодически проводить диагностику и мониторинг социально-коммуникативного развития.

 

Критерии оценки социально-коммуникативного развития дошкольника:

В качестве критериев оценки выступают следующие параметры:

  1. Соблюдение норм и правил поведения, принятых в обществе. Оценивается уровень культуры поведения за столом, в коллективе, то есть знание правил этикета и соблюдение традиций поведения в обществе.
  2. Открытость к общению. Исследуется общительность ребенка по шкале «замкнутый — общительный», а также характерные способы установления контакта.
  3. Способность налаживать контакт со взрослыми. Этот критерий включает оценку инициативности в общении, чувствительности к проявленной инициативе со стороны собеседника, эмоциональность, умение развивать ситуацию коммуникативного общения, а также зависимость от оценки взрослого.

Задачи:

  1. Изучить особенности принятия и осознания дошкольниками нравственных норм.
  2. Выявить уровень сформированности коммуникативных навыков и умений у дошкольников со сверстниками в группе и ведущую форму общения ребенка со взрослыми.
  3. Определить тип взаимодействия и статусное место ребенка в группе.
  4. Оценить уровень развития самостоятельности у дошкольников.
  5. Выявить особенности восприятия и понимания детьми эмоционального состояния людей, уровень социального интеллекта и характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей.
  6. Выявить систему существующих избирательных отношений, определить эмоциональное благополучие ребенка, исследовать социальные приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений, восприятие внутрисемейных отношений.

Диагностика социально-коммуникативного развития может проводиться педагогом в начале учебного года с целью выявления актуального уровня развития социально-коммуникативных умений, а также в середине и конце учебного года для оценки динамики развития данных умений у дошкольников. В случае, если в группу поступил новый ребенок, педагог также может провести обследование. Представленные методики используются в соответствии с возрастом детей.

Диагностические методики, направленные на  изучение осведомленности о нормах и ценностях, принятых в обществе, проводятся с ребенком индивидуально.

Овладение дошкольниками коммуникативными умениями оценивается диагностическими методиками, направленными на изучение общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

До начала обследования коммуникативных способностей детей необходимо заранее подготовить протоколы к каждой диагностической методике. При обследовании необходимо выявить уровень сформированности имеющихся средств общения ребенка со взрослыми и сверстниками, а также определить его форму общения со взрослыми.

С целью изучения взаимоотношений ребенка со сверстниками и его места в группе используют методики «Методика одномоментных срезов», «Капитан» на выбор педагога.

Диагностика проводится педагогом с каждым ребенком индивидуально в первую половину дня во время приема детей в образовательную организацию, а также в первую и во вторую половину дня во время самостоятельной деятельности детей.

С целью выявления уровня коммуникативных умений в игровой деятельности может быть использована методика «Игровая комната».

Для изучения общения в паре можно провести методику «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу». Для выявления межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста используется методика «Выбор в действии».

Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий проводятся с детьми в индивидуальной форме.

Для использования методик «Карта проявлений самостоятельности» и «Особенности проявления воли дошкольников» необходимо распечатать протокол с показателями самостоятельности.

Для проведения теста на развитость самоконтроля необходимо распечатать четыре карточки с изображением детей, у которых не получается выполнить действия.

Для методики «Изучение произвольности и контроля» педагогу необходимо заранее подобрать 7 разных открыток и 2 одинаковые. После этого 7 разных и 1 парную картинку разрезать на 4 части по диагонали.

Диагностические методики изучения социального и эмоционального интеллекта также проводятся индивидуально.

Для проведения диагностики «Изучение особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека» необходимо заранее подобрать картинки, на которых изображены взрослые и дети в изучаемых эмоциональных состояниях, и выучить необходимые инструкции.

Для использования методики «Картинки» нужно заранее подготовить 4 картинки со сценками из повседневной жизни детей в образовательной организации, изображающие следующие ситуации:

— группа детей не принимает сверстника в игру;

— девочка сломала у другой девочки куклу;

— мальчик взял без спроса игрушку девочки;

— мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Чтобы провести методику «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей», необходимо подготовить протокол для наблюдения за ребенком

С целью изучения отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых также используются диагностические методики.

Методика «Секрет» проводится в групповой форме, на каждого ребенка подбираются по 3 красивые открытки и заранее оформляется протокол обследования.

Для использования методики «Особенности межличностных отношений ребенка» необходимо подготовить изображения столов, схем комнат и распечатать иллюстрации к методике.

Рассмотрим методики для выявления уровня сформированности индивидуальных особенностей  социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

— «Незаконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс).

Используется для изучения особенностей принятия и осознания детьми нравственных норм, предназначена для детей 3-7 лет, форма проведения – индивидуальная.

Ребенку дается инструкция: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». В каждом случае от ребенка добиваются мотивировки ответа. Предлагается 9 ситуаций. В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка — об осознании этой нормы.

Выделяется 3 уровня принятия и осознания детьми нравственных норм: высокий, средний, низкий.

  • «Изучение осознания нравственных норм» (Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина).

Проводится с целью определения уровня нравственных норм у дошкольников, предназначена для детей 3-7 лет, форма проведения – индивидуальная.

Воспитатель предлагает ребенку с перерывом в несколько дней выполнить два задания: сначала ответить на вопросы по стихотворениям, а затем закончить рассказы. Ребенка просят отвечать полно, развёрнуто, подробно.

При обработке результатов определяют, какой способ поведения предлагает ребёнок, соответствует ли он социально одобряемому образцу, описанной ситуации? Выделяются правильные и неправильные ответы детей.

  • «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова).

Методика проводится с целью выявления уровня сформированности коммуникативных навыков детей раннего возраста со сверстниками, предлагается для детей 2-4 лет, форма проведения – индивидуальная. Диагностика общения предполагает регистрацию интереса ребенка к сверстнику, выявление чувствительности к воздействиям, инициативности ребенка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения. Для определения уровня развития общения со сверстниками предлагается использовать параметры общения со сверстниками и шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками. Педагогом заполняется протокол регистрации параметров общения со сверстником и определяется с помощью подсчета баллов уровень общения: высокий, средний, низкий.

  • «Методика одномоментных срезов» (Т.А. Репина, М.В. Веракса).

Методика проводится с целью выявления общей картины реального общения в каждой возрастной группе, дает возможность обнаружить микрообъединения детей, которые возникают при свободном общении в группе, определить численный и половой состав этих объединений, а также выявить детей, которые чаще остальных играют в одиночку, предлагается методика для детей 2-7 лет, форма проведения – групповая.

Заготавливается список детей группы. Первые номера списка присваиваются девочкам, а последующие мальчикам. Эти номера должны быть постоянными на протяжении всех замеров. Поверх одежды каждому ребенку надевается повязки с номерами.

В продолжительность наблюдения включается период свободных игр во время утренней прогулки на участке или после полдника, когда дети играют в групповой комнате. Срезы проводятся на протяжении 3 дней через каждые 5-7 минут в одних и тех же условиях. Оптимальное количество срезов — 30-40, минимальное — 20. Педагог фиксирует на бумаге микрообъединения детей и их состав, в протоколе проставляется время начала среза. Через 5-7 минут делается следующий срез, и его результаты фиксируются в протоколе.

Проводится количественный и качественный анализ полученных протоколов.

  • «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников»

(А.М. Щетинина, М.А. Никифорова).

Цель методики — определение коммуникативных способностей у дошкольников, предназначена для детей от 3 лет, форма проведения – индивидуальная.

Воспитателем заполняется карта проявлений самостоятельности на основе наблюдений, проведенных за ребенком. В карте проставляются баллы, затем подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям и делается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка: очень высокий, высокий, средний, низкий.

  • «Карта проявлений самостоятельности» (А.М. Щетинина).

Методика предназначена для определения уровня развития самостоятельности у ребенка 2-7 лет, форма проведения – индивидуальная.

Воспитателем заполняется карта проявлений самостоятельности на основе наблюдений, проведенных за ребенком. В карте проставляются баллы, затем подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям и делается вывод об уровне развития самостоятельности ребенка: низкий, средний, высокий.

— «Закончи историю» (Р.Р. Калинина).

Цель методики — изучение осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость – лживость, используется для детей 4-7 лет, форма проведения – индивидуальная.

Ребенку дают инструкцию: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». После этого ребенку читают по очереди четыре истории. Все ответы ребенка дословно фиксируются в протоколе. Если ребенок не может оценить поступки детей, то это говорит о несформированности понятий нравственных норм.

Выделяют уровни сформированности понятий нравственных норм: низкий, средний, высокий.

 — «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина).

Цель методики — изучение осознания детьми таких нравственных норм, как: доброта — злость; щедрость — жадность; трудолюбие — лень; правдивость – лживость, используется для детей 4-7 лет, форма проведения – индивидуальная.

Ребенку говорят: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Рассказывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему». В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.

Выделяют уровни сформированности понятий нравственных норм: низкий, средний, высокий.

«Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности» (М.И. Лисина).

Цель — определение ведущей формы общения ребенка с взрослыми, проводится с детьми 3-7 лет, форма проведения – индивидуальная.

Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушками, почитать книжку или поговорить. Затем педагог организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности.

Каждая ситуация длится не более 15 минут. Во время обследования педагог заполняет протокол обследования. Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний. Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

— «Капитан корабля» (П. Экблад).

Цель методики – определить статус дошкольников в коллективе сверстников. Диагностика межличностных отношений дошкольников в группе сверстников проводится с детьми 4-7 лет, форма проведения – индивидуальная. Во время индивидуальной беседы ребенку показывают игрушечный кораблик и задают следующие вопросы: «Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие? Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? Кто еще остался на берегу?».

Каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников в баллах. Сумма баллов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе и судить об уровне отношений детей к каждому сверстнику.

  • «Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека» (А.М. Щетинина).

Методика проводится с целью выявления особенностей восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмоционального состояния изображенных людей (радости, печали, гнева, страха, удивления, интереса) при разных условиях восприятия: опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой; опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и позой, определение зависимости восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющихся у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями. Форма проведения диагностики – индивидуальная.

Детям предлагают 6 методик, которые проводят в форме индивидуальных бесед с каждым ребенком по предложенным картинкам.

Обработка результатов осуществляется с учетом показателей понимания эмоционального состояния: умение понять эмоциональное состояние человека через конкретизацию его житейской ситуацией; умение детей правильно назвать состояние изображенного человека прилагательными или его собственными заменителями; умение раскрыть причину, подтекст переживания через подбор соответствующей ситуации; умение передать состояние через воображаемое высказывание, реплику изображенного человека.

Эти показатели позволяют определить уровни качества понимания детьми эмоционального состояния человека.

 Методика «Картинки» (А. Жиль).

Целью проведения данной методики является выявление уровня социального интеллекта у детей 4-7 лет. Форма проведения – индивидуальная.

Ребенку предлагаются четыре картинки со сценками из повседневной жизни детей в образовательной организации, а он должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа. Степень решения проблемы оценивается в баллах. Если большинство ответов имеют продуктивное решение, можно говорить о благополучном, бесконфликтном отношении ребенка к сверстнику.

«Лабиринт» (Л.А. Венгер).

Цель методики —  изучение коммуникативных умений в общении со сверстниками, определение типа взаимодействия и сотрудничества, проводится с детьми 4-7 лет, форма проведения – подгрупповая. Перед началом эксперимента взрослый ставит машинки в «чужой» гараж. Двум детям нужно провести машинки по лабиринту так, чтобы они оказались в гараже своего цвета. При этом следует соблюдать 3 определенных правила: можно водить только по одной машинке; машины должны ездить только по дорожкам; нельзя трогать руками машины партнера. При обработке результатов анализируют умение детей договориться друг с другом, согласовывать свои действия. Результаты соотносят с шестью типами взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками.

— «Игровая комната» (О.М. Дьяченко).

Методика оценивает коммуникативная деятельность детей 5-7 лет со сверстниками, форма проведения – индивидуальная. Ребенку дают инструкцию: «Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь прийти в эту комнату и делать в ней все, что захочешь. Но есть два условия. Ты должен прийти туда не один. Возьми с собой двоих, кого ты захочешь. И еще: все, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам». Затем ребенку задают вопрос: «Кого ты с собой возьмешь?». При анализе данных, полученных с использованием этой методики, могут рассматриваться следующие параметры: инициатива и позиция в общении, благополучие общения, развитие игровых навыков.  Выделяются высокий, средний и низкий уровни коммуникативной деятельности.

  • «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу» (А.М. Щетинина).

Цель диагностики — изучение особенностей партнерского диалога с 5 лет. Форма проведения – индивидуальная, групповая. При оценки способности детей к партнерскому диалогу выделяют 3 компонента: способность слушать партнера, договариваться с партнером, способность к эмоционально-экспрессивной пристройке. Педагог наблюдает в течение 2-3 недель за особенностями проявления детьми этих показателей в спонтанно возникающих ситуациях или специально смоделированных. Затем проводится анализ данных наблюдений, и его результаты вносятся в таблицу. На основании данных таблицы можно установить уровень развития у ребенка способности к партнерскому диалогу: высокий, средний, низкий, нулевой.

—  «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский).

Цель изучение и оценка межличностных отно­шений в группе детей 6 лет, форма проведения — групповая. Каждому ребёнку в изучаемой группе дается по три привле­кательных, желаемых предмета (игрушки, кар­тинки, конфеты). Ребенок получает инструкцию следующе­го содержания: «Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Са­мый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого лю­бишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпа­тиям к нему ты поставил бы на третье место». Статус ребенка в группе и его система взаимоотношений со сверстниками определяется по формуле.

  • «Тест на развитие самоконтроля» (А.М. Щетинина).

Цель методики — определение уровня самоконтроля своих эмоциональных состояний в ситуациях неудачи у детей 5-7 лет, форма проведения — индивидуальная.

Ребенку демонстрируются 4 карточки по очереди с изображением детей, у которых не получается какое-то действие, и предъявляется инструкция: «Посмотри на эту картинку. Кто на ней изображен? Что делает мальчик (девочка)? Почему не получилось это сделать?». Результат диагностики оценивается в баллах.

— «Особенности проявления воли дошкольников» (Р.М. Геворкян).

Цель:  определение уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста через наблюдение, форма проведения — индивидуальная.

В таблице имеются показатели самостоятельности, по которым отслеживается уровень ее сформированности у детей. Каждый показатель оценивается в баллах. Сумма баллов, набранная ребенком, свидетельствует об уровне самостоятельности: высокий, средний, низкий.

  • «Изучение произвольности и контроля у детей» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева).

Цель: определение уровня умения сохранять цель в условиях затруднения успеха, проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность. Предлагается для детей 6-7 лет, форма проведения – индивидуальная.

Диагностика проводится индивидуально и состоит из 4 серий.

1 серия. Взрослый на глазах у ребенка складывает 2 открытки, перемешивает их части и затем предлагает ребенку собрать одну из них.

2 серия. Ребенку дают перемешанные части других пяти открыток, показывают целую, предлагают собрать такую же. Образец не убирают, способ действия не показывают.

3 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и предлагают собрать из частей одну открытку. Образец не дают, способ действия не показывают.

4 серия. Ребенку дают тот же материал, что и во второй серии, и просят собрать из этих частей как можно больше открыток. Во всех сериях в случае затруднения ребенку показывают решение. Время выполнения задачи не ограничивается.

Важно проследить, как ребенок сохраняет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности. Деятельность детей анализируют с точки зрения наличия целенаправленности: насколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи взрослого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с трудностями.

  • «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина).

Цель — выявить характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей 6-7 лет. Форма проведения – индивидуальная.

Проводится наблюдение за ребенком, результаты фиксируются в таблице. Осуществляется количественная и качественная интерпретация данных.

  • «Секрет» (Т.А. Репина).

Цель методики — выявить систему существующих между детьми 5-6 лет избирательных отношений. Форма проведения — групповая.

Методика проведения: каждый ребенок должен выбрать «по секрету» 3 детей из группы и подарить им открытки (самую лучшую, красивую и менее красивую). Фамилии и имена детей заносят в специальную таблицу. Детям, входящим по одному в комнату, говорят: «Мы играем в игру «Секрет». По секрету, чтобы никто не узнал, все дети будут дарить друг другу красивые открытки. Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной».

В протоколе отмечают каждый выбор и затем определяют статус ребенка в группе по формуле.

«Особенности межличностных отношений ребенка» (Р. Жиль).

Цель проведения методики исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения. Предлагается к проведению с 6-и лет. Форма проведения – индивидуальная.

Ребенку задаются вопросы по содержанию методики, педагогом ведется регистрационный лист.  Производится оценка по переменным, характеризующим личностные отношения ребенка с другими людьми: отношение к матери и отцу, отношение к матери и отцу в целом как к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, подруге, к учителю (воспитателю).

 

Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников

7_вт_Методические_рекомендации_ФГ_ДО_21_03_19_(ред)_версия_5

Навигатор образовательных программ дошкольного образования

Размещен на сайте Федерального института развития образования — https://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do

п/п

Название образовательной программы Аннотация Место размещения
Комплексные образовательные программы
1. «Березка»/Авторы С.А. Трубицына. В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фишер, Т.А. Иконникова, К.И. Бабич

М., 2015

Представляет особый вариант реализации вальдорфской педагогической системы, адаптированной к условиям   российской действительности. Программа сформирована с опорой на опыт работы детских садов различных стран мира и опыт работы российских педагогов вальдорфской системы.

 

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_berezka.pdf

 

 

2. «Вдохновение» /Под редакцией В. К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой

М., 2019

 

Особенность программы – ориентация на новую социокультурную ситуацию развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту, проблемами роста и развития.

Задача программы – поддержать и развить врожденную любознательность и инициативность ребенка.

С одной стороны, программа предлагает педагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности.

Рекомендована ФГБНУ «Институт изучения детства,

семьи и воспитания Российской академии образования»

к использованию в организациях, осуществляющих

образовательную деятельность в сфере дошкольного

образования.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/vdohnovenie_prog.pdf

 

 

3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет/ Автор Н.В. Нищева

СПб., 2019

Представляет собой целостную, методологически обоснованную,систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах компенсирующей направленности дошкольных образовательных организаций для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

В программе выстроена система коррекционно- развивающей работы, представлены рекомендации по составлению учебного плана, организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; указаны задачи и содержание работы в каждой из пяти образовательных областей; описана системадиагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.

Рекомендована Институтом педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/nisheva_kompleksn_obrazov_programma_3-7.pdf

 

 

 

4. «Детский сад — дом радости»/ Автор Н.М. Крылова

М., 2015

Программа целостного комплексного интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности.

Воспитание дошкольника от 3 до 7 лет в «Детском саду — Доме радости» — это педагогическая система построения целостного процесса, направленного на содействие развития и саморазвития каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности. Она опирается на отечественные и зарубежные научные достижения, на традиции воспитания дошкольника в семье и в детском саду.

Научно-методическая система «Детский сад — Дом радости» состоит из трёх взаимосвязанных проектов:

-Программы, автор Н.М Крылова;

-Технологии, авторы Н.М. Крылова, В.Т. Иванова (соавтор сценариев), Л.В. Тимошенко (соавтор мониторинга);

-Иннватики «Лесенка успеха», автор Н.М. Крылова.

РекомендованаУМО по образованию в области подготовки педагогических кадров ФГБУ ВПО МПГУ.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/krylova_detskiy_sad_dom_radosti.pdf

 

 

5. «Детский сад по системе Монтессори»/Под редакцией Е.А. Хилтунен

М., 2014

Создана на основе педагогической системы известного педагога и психолога Марии Монтессори в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Сохранив в полной мере ее концептуальные основы, Программа вобрала в себя новейшие достижения педагогической и психологической науки, а также опыт современных отечественных и зарубежных монтессори-педагогов.

 

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_detskiy_sad_dom_po_sisteme_montesori.pdf

 

 

 

 

6. «Детство»/Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой

СПб., 2019

Программа является результатом научной и практической деятельности авторского коллектива преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. В основе программы лежит концепция целостного развития ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности и поведения, изучение и понимание современного ребенка, его психофизиологических особенностей, проявлений субкультуры. Особенностью программы является определение содержания и организации образовательной деятельности детей от рождения и до семи (восьми) лет; наличие методических рекомендаций к проектированию ДОО собственных образовательных программ и примерного комплексного тематического планирования, что определяет направленность программы на реализацию ведущих идей ФГОС дошкольного образования.

Рекомендована ФГБОУ ВО МГППУ.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/detstvo.pdf

 

 

7. «Диалог»/Под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько

М., 2013

Программа задает новые социальные установки, учитывающие

специфику организации психических процессов современных детей, живущих в эпоху глобальной информатизации.

Процесс создания (созидания) программы помогает осознать совпадение их интересов: ребенка и педагога, ребенка и родителей, в достаточной мере – педагога и родителей. В программе выстроены векторы движения для каждого из этих субъектов.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_dialog.pdf

 

 

 

8. «Детский сад 2100»/Под науч. ред. Р.Н. Бунеева

М., 2019

Программа опирается на лучшие традиции отечественного образования. Цель Программы – обеспечение психолого-педагогического сопровождения комплексного развития личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Данная цель ориентирована на достижение предполагаемого результата: созидание человека-деятеля, готового и способного к свободному выбору; к принятию ответственных (а не ответных) решений; ребёнка, проявляющего социальную активность, самостоятельность, творческий потенциал.

РекомендованаИнститутом детства ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/detskiysad_2100.pdf

 

 

9. Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/Под ред. Л. В. Лопатиной

СПб., 2014

Программа является адаптированной примерной программой для дошкольных образовательных организаций, обеспечивающая разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению в образовательной организации общего типа.

Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей по логопедической работе и образовательным областям,

соответствующим ФГОС дошкольного образования.

Рекомендована Институтом детства ФГБОУ ВО «НГПУ».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_dlya_doshkolnikov_s_tyajelymi_narusheniyami_rechi_lopatina.pdf
10. «Золотой ключик»/Под редакцией Г.Г. Кравцова

М, 2019

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 10 лет. Программа нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития, и, одновременно, для их счастливой радостной жизни и эмоционального благополучия.

В данной Программе уделяется особое внимание традиционным ви-

дам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода – детской игре. В работе с детьми, достигшими школьного возраста, приоритетное значение обретает задача формирования у детей полноценной учебной деятельности.

Рекомендованакафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/zolotoy_kluchik_poop.pdf

 

 

 

 

11. «Истоки»/Под редакцией Л.А. Парамоновой

М, 2018

Программа учитывает достижения в области отечественной педагогической и психологической науки, вобравшей в себя мировой опыт, а также многолетние исследования ее авторов, развивающих основные теоретические положения, признанные всем научным сообществом.

Программа задает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного процесса, необходимые условия для реализации программы.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, системой мониторинга и апробирована широкой практикой.

Рекомендована Ученым советом Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБУ ВПО МПГУ.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/paramonova_programma_istoki.pdf

 

 

12. «Миры детства: конструирование возможностей»/Под редакцией Т.Н. Дороновой

М, 2018

От современных комплексных программ  дошкольного образования «Миры детства…» отличают следующие взаимосвязанные характеристики.

— Типология образовательной деятельности построена на основании культурных практик. К ним относятся: сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельности, чтение художественной литературы и слушание музыки.

— Возможность осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям на основании результатов педагогической диагностики.

— Построение образовательного процесса совместно с родителями детей на основании дидактического материала «Детский календарь».

— Разработка вариативного тематического планирования в цифровой форме.

Рекомендована ФГБУ ФИРО.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/miri_detstva.pdf

 

 

 

13. «Мир открытий»/Под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой

М, 2019

Программа задает базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее поддержку индивидуальности каждого ребенка, его социальное, нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие. Программа обеспечена полным комплектом методической литературы.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу Программы, создает условия для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей.

Рекомендована УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров ФГБУ ВПО МПГУ.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/mir_otkrytij_programma.pdf

 

 

14. «Мозаика»/Авторы В.Ю.Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева

М., 2018

Программа «Мозаика» разработана для детей от 2 до 7 лет.

Программа определяет цели, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

В приложении к программе представлены: комплексно-тематическое планирование для разных возрастных групп, список изданий для педагогов и детей, созданных в рамках ПМК ДО «Мозаичный ПАРК», перечень оборудования, глоссарий.

К программе «Мозаика» изданы методические рекомендации для всех возрастных групп ДОО.

Рекомендована ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/mozaika.pdf

 

 

15. «На крыльях детства»/Под редакцией Н.В. Микляевой

М, 2014

Программа является учебно-методическим документом, демонстрирующим для дошкольных  образовательных организаций и дошкольных отделений эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования и специфику методического сопровождения образовательного процесса с детьми раннего и дошкольного возраста, а также c обучающимися с особыми образовательными потребностями. https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_na_kryliah_detstva.pdf

 

 

16. «ОткрытиЯ»/Под редакцией Е.Г. Юдиной

М, 2015

Цель программы – способствовать развитию способностей личности, необходимых для того, чтобы справляться с жизненными задачами и развиваться в меняющемся мире.

Программа «ОткрытиЯ» помогает развивать у ребенка такие качества как: критическое мышление, творчество, фантазию, изобретательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, умение делать осознанный выбор, видеть и формулировать проблемы, стремление проявлять заботу о людях, обществе и стране.

Присвоен гриф УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров ФГБОУ ВПО МПГУ.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/Otkrytiya.pdf

 

 

17. «От рождения до школы»/Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой

М, 2019

 

В основе этого по-настоящему инновационного переиздания программы «От рождения до школы» лежит выпущенная в 2004 году, рекомендованная Министерством образования РФ программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой,  В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

В данном издании Программы сохранены все достоинства первого издания и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом (УМК), который постоянно обновляется и дополняется. При этом все ранее изданное к Программе безусловно сохраняет свою актуальность.

Присвоен гриф ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf

 

 

18. «Образование для процветания»/Под  руководством Т.С. Комаровой

М., 2014

 

Программа является инновационным общеобразовательным программным документом для организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и реализуемым с использованием ИКТ. Программа ориентирована на работу с одаренными детьми. https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_obrazovaniye_dlya_procvetaniya.pdf

 

 

19. Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги»/Авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова

М., 2019

 Программа «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях дополнительного образования).

Программа основана на современных научных представлениях о

закономерностях психического развития ребенка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым.Исходными теоретическими позициями программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной выдающимся детским психологом М.И.Лисиной.

Программа может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.

Рекомендована ФГБНУ «ИИДСВ РАО»

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/pervye_shagi.pdf

 

 

20. «Первоцветы»/Под редакцией Н.В. Микляевой

М., 2014

Программа направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Все задачи программы можно разделить на 3 блока.

• Задачи социализации и вхождения в культуру.

• Задачи формирования культурных практик.

• Задачи формирования культуры личности.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_pervocvety.pdf

 

 

 

 

 

21. «ПРОдетей»/Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова

М., 2019

 

Программа обеспечивает развитие ребенка во всех образовательных областях, его позитивную социализацию и индивидуализацию, охрану и укрепление его физического и психического здоровья.

Предпочтение отдается не фронтальным формам обучения, а совместным видам деятельности, в которых дети осваивают основы саморегуляции в процессе планирования и контроля своих действий  и действий партнеров.   Педагоги формируют у детей логическое мышление, коммуникативные и социальные навыки, способность к ответственному, самостоятельному выбору.

Образовательный процесс строится на собственной активности детей,  что делает обучение интересным для ребенка и обеспечивает школьную готовность на основании включения ребенка в ролевые игры, игры с правилами, продуктивные виды деятельности и т. д.

Высокая степень индивидуализации образовательного процесса делает возможным успешное применение программы для различных категорий детей – от одаренных до детей с ОВЗ.

Рекомедована ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/PROdetej_prog.pdf
22. «Радуга»/АвторыС.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др.;науч.рук.  Е.В. Соловьёва

М., 2016

Комплексная программа дошкольного образования для работы с детьми от 2 месяцев до 8 лет. Апробирована в практике, переработана в соответствии с ФГОС ДО.

Развивающая программа, обеспечивающая своевременное и полноценное психическое развитие ребенка и его системную подготовку к успешному обучению на следующем уровне общего образования.

Имеет полный комлект методических пособий для педагогов по всем направлениям развития ребенка и развивающие пособия для детей.

РекомендованаРАО.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/raduga.pdf

 

 

23. «Развитие»/Под ред. Булычевой А.И.

М., 2016

Основной  образовательной  целью  программы «Развитие» является развитие  общих способностей, рассматриваемых  в качестве одной из основных единиц психического развития ребенка. Программа направлена на развитие общих  способностей (познавательных, коммуникативных и регуляторных) у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе коммуникации с взрослыми и детьми. Образовательную работу с детьми предлагается проводить как в специально организуемых образовательных ситуациях, так и в ситуациях естественной жизни.

Рекомендована ФГАУ «ФИРО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/razvitie.pdf

 

 

24. «Разноцветная планета», часть 1, 2/Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой

М., 2015

Программа предназначена для организации дошкольного образования детей от 3 до 8 лет, призвана обеспечить достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе и служит программным документом, на основе которого любая дошкольная образовательная организация на территории РФ может самостоятельно разрабатывать, утверждать и реализовывать основную образовательную программу дошкольного образования.

Присвоен гриф УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров ФГБОУ ВПО МПГУ.

Часть 1 https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_raznocvetnaya_planeta_chast_1.pdf

Часть 2 https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_raznocvetnaya_planeta_chast_2.pdf

 

 

25. «Тропинки»/Под редакцией В.Т. Кудрявцева

М., 2016

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности. Предлагаемая программа является современной программой развивающего дошкольного образования и направлена на создание условий для общего психического развития детей средствами развития творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается  как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребенка к началам человеческой культуры – познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической – у него закладываются, развиваются  и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное мышление, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность и др. К программе разработан полный учебно-методический комплект, включающий методические пособия и пособия для детей каждой возрастной группы.

Рекомендованапедагогическим институтом НИУ «БелГУ».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/tropinki.pdf

 

 

26. «Теремок»/Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой.

М., 2019

Современная образовательная программа для детей от двух месяцев до трех лет. Ориентирована на создание оптимальных условий для становления со­циокультурного опыта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и об­разовательного запроса семьи. Программа носит стратегический, комплексный, инновационный и вариативный характер, соответствует ФГОС ДО. В качестве профессиональных «инструментов» предлагает вариативную модель образовательной среды, модель развития взаимоотношений педагога и детей, технологию проектирования образовательной деятельности.

Рекомендована Факультетом дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО МПГУ.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/teremok.pdf

 

 

 

27. «Ступеньки к школе» /АвторыМ. М. Безруких, Т. А. Филиппова

М, 2018

Образовательная деятельность в рамках программы направлена на всестороннее развитие детей, сохранения и укрепление здоровья, формирование школьно-значимых функций,  снижение рисков дезадаптации при переходе на  уровень начального образования. В программу включен уникальный авторский материал для проведения диагностики индивидуального развития.  Может быть реализована  в разных организационных формах  дошкольного образования.

РекомендованаФГАУ «ФИРО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/stupenki_k_shkole.pdf

 

 

 

28. «Успех» /Под редакцией Н.В. Фединой

М., 2015

Программа направлена на позитивную социализацию и всестроннее развитие детей в возрасте от 2 месяцев до момента поступления в школу в соответствии с возрастными особеностями видах детской деятельности и в разнообразных формах совместной деятельности взрослых и детей.

Фунтаментальные основы программы:

-учет возрастных психофизиологических особенностей развития детей;

-отказ от учебной модели построения образовательного процесса;

-принцип интеграции образовательных областпей;

-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

-реализация гендерного принципа построения образовательного процесса.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_uspeh.pdf

 

 

Парциальные образовательные программмы
1.      Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. «С чистым сердцем»/Авторы Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина

М., 2019

В основу содержания программы положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и Отечеством. Программа содержит опыт ознакомления дошкольников (5–7 лет) с биографиями выдающихся исторических личностей и героев современности, чья жизнь является достойным примером для подражания. Цель программы – духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к отечественным ценностям и к культурному наследию родного края. Содержание программы реализуется в ходе образовательной деятельности, режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей через взаимодействие с родителями воспитанников. Виды деятельности, используемые при реализации программы, открывают широкие возможности использования развивающих ситуаций в процессе воспитания дошкольников. В приложении к программе даны примерные конспекты образовательной деятельности, пословицы и поговорки, сказки и рассказы.

Рекомендована кафедрой педагогики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО ГГТУ.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/s_chistym_serdtsem.pdf

 

 

 

2. «Формирование культуры безопасности»/Автор Л. Л. Тимофеева

СПб., 2019

В  программе представлены задачи и содержание образовательной деятельности в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»  по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет).

Разработана на основе современных исследований с учетом тенденций развития детской популяции и системы образования, требований, отраженных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Рекомендована институтом педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университете им. И.С. Тургенева».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/Timofeeva_Parcialnaya_programma.pdf

 

 

3. «Мир без опасности»/Автор Лыкова И.А. Авторская программа, направленная на формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования. Охватывает следующие виды детской безопасности: витальная (жизнь и здоровье), социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др. Определяет стратегию, целевые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание, модель взаимодействия педагога с детьми, психолого-педагогические условия, критерии педагогической диагностики (мониторинга). Раскрывает принципы организации развивающей предметно-пространственной среды. Предлагает варианты адаптации программного содержания к запросу особого ребенка. Особенностью авторского подхода является моделирование образовательных ситуаций, отражающих путь развития человеческой культуры и общества (взаимосвязь культуро­творчества и нормотворчества). Программа обеспечена методическими и дидактическими пособиями.

Рекомендована ФГАУ «ФИРО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/mir_bez_opasnosti.pdf

 

 

4. «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?»/Авторы Алиева Э. Ф., Радионова О. Р.

М., 2015

Педагогическая технология воспитания детей  5-8 лет в духе толерантного общения  является одной из вариативных образовательных технологий, способной воплотить философский смысл идеи толерантности в повседневную практику межличностного и межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Состоит из 2-х сборников — методических рекомендаций для педагогов и практикума для детей. В основе технологии — интеграция различных видов деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская, поисковая деятельность), направленная на развитие личностного потенциала всех участников образовательного процесса.

Рекомендована ФГУ «ФИРО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/istorii_karapushek.pdf

 

 

2.      Образовательная область «Познавательное развитие»
1. «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» /Авторы Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В.

Самара, 2018

В программе представлено новое содержание образования, связанное с техническим контентом в дошкольном возрасте, не ограниченное уже существующими (конструированием и математикой) его компонентами, а дополненное новыми, необходимыми  для системного мышления. Основной целью является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Рекомендована педагогическим институтом НИУ «БелГУ».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_frebelya_do_robota.pdf

 

 

2. «Феникс — шахматы для дошкольников» /Авторы А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский

М., 2017

Программа ориентирована на формирование личностного развития ребенка 4 лет и старше посредством вовлечения его в интеллектуально-спортивную среду, в частности путем знакомства с шахматным искусством. Программа рассчитана на проведение досугового времени с детьми в любой период года в рамках образовательных и спортивных мероприятий. Ведущими формами организации занятия являются как групповые, так и подгрупповые. Основные методы занятий с детьми: рассказ, показ, групповая и индивидуальная беседы и мероприятия со спортивным уклоном, вызывающим отношение к шахматам как виду спорта.

Рекомендована ФГАУ «ФИРО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/programma_feniks.pdf

 

 

3. «Умные пальчики»/Автор И.А. Лыкова

М., 2018

Конструирование позиционируется как универсальная деятельность — созидательная, преобразующая, творческая, в которой каждый ребенок приобретает опыт самореализации, самовоспитания, саморазвития. Особенностью авторского подхода является моделирование образовательных ситуаций, отражающих путь развития человеческой культуры и общества: «Как человек изобрел колесо, соорудил дороги и транспорт», «Как зернышко прошло путь от поля до каравая», «Как люди приручили и где поселили огонь», «Где живет вода, и как она приходит в наш дом», «Где хранится семейная память», «С чего начинается Родина» и др. Программа обеспечена учебно-методическими пособиями и демонстрационными материалами для каждой возрастной группы ДОО.

Рекомендована педагогическим институтом НИУ «Бел ГУ».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/programma_umnye_palchiki.pdf

 

 

4. «Английский для дошкольников»/Автор Ю.А. Комарова

М., 2016

Цель программы – создание благоприятных условий для овладения детьми английским языком как средством развития коммуникативных способностей детей, обеспечения практики в разных видах деятельности и реализации творческой активности. Программа рассчитана на три года обучения (4–7 лет). Парциальная программа включена в комплект курса Cheeky Monkey («Забавная обезьянка»), в который входят: методические пособия для преподавателя, развивающие пособия для детей, демонстрационные и дидактические карточки; аудиофайлы, перчаточная кукла. Методические пособия содержат рекомендации по ведению занятий, раздаточный материал, материалы для мониторинга результата в обучении детей и информационные письма родителям. В данном курсе реализованы принципы совместной деятельности педагога, родителей и детей. Курс Cheeky Monkey разработан преемственно по отношению к системам начального общего образования по обучению английскому языку.

Рекомендована ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/anglijskij_dlya_doshkolnikov.pdf

 

 

5. «STEM–образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»/Авторы

Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А.

М., 2019

Программа определяет цели и задачи реализации, возрастные особенности и динамику развития интеллектуальных способностей детей, планируемые результаты освоения детьми содержания Программы, особенности организации образовательного процесса, содержание, примерное тематическое планирование, а также методическое обеспечение Программы.

Модулями Программы являются:

1. Дидактическая система Ф. Фребеля

2. Экспериментирование с живой и неживой природой

3. LEGO-конструирование

4. Математическое развитие

5. Робототехника

6. Мультистудия «Я творю мир»

Рекомендована  ФГБОУ ВО «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/STEM_obrazovanie.pdf

 

 

6. «Игралочка»/Авторы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

М., 2019

Программа определяет базисное содержание и специфические задачи формирования элементарных математических представлений детей в области познавательного развития. В основу программы положены концептуальные идеи непрерывности образования, представленные в образовательной системе Л.Г. Петерсон.

Программа направлена на создание условий для накопления ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, предлагает комплекс педагогических инструментов, обеспечивающих преемственность математического развития детей на дошкольном и начальном уровнях общего образования.

Рекомендована ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/igralochka_programma.pdf

 

 

7.  «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» / Автор К. В. Шевелев

М., 2019

Парциальная общеобразовательная программа дошкольного образования направлена на развитие интеллектуальных и сенсорных способностей детей в возрасте от 3 до 7 лет в процессе формирования элементарных математических представлений.

Программа позволяет достигнуть уровня развития детей дошкольного возраста, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального

подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Также обеспечивается физическая готовность к школе в части развития мелкой моторики.

Рекомендована ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/femp_u_doshkolnikov.pdf

 

3.      Образовательная область «Речевое развитие»
1. «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» / Автор Е.В. Колесникова

М., 2019

Содержание Программы ориентировано на формирование

звуковой аналитико­синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 2–7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

– систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);

– организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно­исследовательской деятельности), в игре, общении,

самостоятельной деятельности детей, для которой педагог

создает условия, сопровождает ее, поддерживает.

Программа имеет организационно-методическое сопровождение (ОМС), в которое включены дидактические пособия как для взрослых, так и для детей.

Рекомендована ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_zvuka_k_bukve.pdf

 

 

4.      Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. «Цветные ладошки»/Автор И.А. Лыкова

М., 2019

Программа представляет авторский вариант проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО. Включает научную концепцию и педагогическую модель, нацеленные на создание оптимальных условий для формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие ребенка с учетом его индивидуальности. Определяет целевые ориентиры, базисные задачи, содержание изобразительной деятельности, критерии педагогической диагностики (мониторинга), примерные перечни произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства для развития художественного восприятия. Описывает целостную систему календарно-тематического планирования для каждой возрастной группы. Программа обеспечена методическими и наглядно-дидактическими пособиями.

Рекомендована институтом педагогики и психологии ФГБОУ ФО «Орловский государственный университет  им. И.С. Тургенева».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/cvetnye_ladoshki.pdf

 

 

2. «В мире музыкальной драматургии»/ Автор Т.Ф. Коренева.

М., 2019

В программе представлена организация  музыкально-ритмической деятельности с детьми дошкольного возраста (с 3 до 7 лет). Цель программы – сформировать активное восприятие музыкального искусства, воспитать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики. Программа ориентирована на развитие у детей музыкальных способностей: эмоциональной отзывчивости на музыку, слуховых представлений, музыкально-ритмических чувств; формирование у детей правильной осанки. В программе представлены  четыре раздела, соответствующих возрастным группам детей. Каждый раздел описывает основную задачу возраста, направления работы, длительность и алгоритм проведения занятий. В программе представлены темы и содержание работы с учётом музыкального репертуара. Методическое обеспечение программы включает материалы для занятий с детьми: произведения композиторов, несложные композиции и комплексы ритмической гимнастики, игры и упражнения с предметами, описание основных построений.

Рекомендована кафедрой педагогики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО ГГТУ.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/v_mire_muzykalnoj_dramaturgii.pdf

 

 

5.      Образовательная область «Физическое развитие»
1. «Бадминтон для дошкольников»/Автор Л.Л. Тимофеева.

М., 2019

В программе представлены современные подходы к решению задач физического развития детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет), развития психических процессов, личностных качеств, формирования мотивационной  основы  двигательной, познавательной, игровой и коммуникативной деятельности, предпосылок учебной деятельности. Помимо обучения детей технике и тактике игры бадминтон программа призвана решать важные задачи: формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью, безопасности, интереса к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом, подвижным играм. Программа рассчитана на два года обучения, содержит подробные методические рекомендации по освоению игры бадминтон и примерный перечень материалов и оборудования. В приложении представлено перспективное планирование, подробные конспекты занятий, справочник бадминтониста, описание дополнительных игр.

Рекомендована ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/badminton_dlya_doshkolnikov.pdf

 

 

2. «Весёлый Рюкзачок»/Авторы А. А. Чеменева, А. Ф. Мельникова, В. С. Волкова

М., 2019

В программе представлены современные организационно-методические подходы к использованию средств рекреационного туризма для развития детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Туристическая деятельность  представлена как средство оздоровления, развития двигательной сферы и познания ребёнком окружающего мира, воспитания ответственного отношения к природной и социальной среде и формирования личности ребёнка. В программе дано тематическое планирование для двух возрастных групп; раскрыто содержание образовательной деятельности в соответствии с разделами и темами, заявленными в программе; описаны средства и методы реализации программы; даны рекомендации по организации предметно-пространственной среды. В программе обозначено содержание и формы взаимодействия с родителями воспитанников; предложены: список художественной и специальной литературы, наборов моделей, макетов, атласов и туристического снаряжения. В методический комплект программы входят программа, сценарии образовательной деятельности с детьми и развивающие тетради.

Рекомендована ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/veselyj_ryukzachok.pdf

 

 

 

 

 

3. «Малыши-крепыши»/Авторы Бережнова О.В., Бойко В.В.

М., 2016

Программа физического развития детей 3-7 лет построена на использовании индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку, в том числе с нарушениями развития. В основу Программы положен системно-деятельностный подход, создающий условия для формирования общей культуры личности детей: ценностей здорового образа жизни, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков, воспитания инициативности и самостоятельности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Рекомендована ФГАУ «ФИРО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/malyshi_krepyshi.pdf

 

 

6.      Коррекционная работа с детьми с ОВЗ.
1. «Расти, малыш!»/ Авторы Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева, Ю.А. Кириллова

СПб., 2019

Программа для детей раннего дошкольного возраста с 2 до 3 лет разработана в соответствии с Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Целевой группой программы являются дети раннего дошкольного возраста с 2 до 3 лет, имеющие расстройства речевого и интеллектуального развития.

В программе представлены задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности всех педагогов группы компенсирующей направленности во всех пяти образовательных областях, дано описание предметно-пространственной развивающей среды, приведены примерный список детской художественной литературы, перечень рекомендуемых игр и упражнений. К программе разработан методический комплект.

Рекомендована Психолого-педагогическим институтом Мурманского арктического государственного университета (МАГУ).

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/programma_rasti_malish.pdf

 

 

 

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г N 1155 Об утверж (3)