Развивающая предметно-пространственная среда дошкольных групп. Вопросы и ответы

Развивающая предметно­пространственная среда дошкольных групп. Вопросы и ответы

Вопрос: с чего начать изменения в группе? Как понять, что необходимо изменить?

Ответ:

Однозначно, начинать надо с анализа ситуации. Этому способствует картирование группового пространства.

СЛОВАРЬ: общее значение термина «картирование» — создание карты чего- либо, описание чего-либо с помощью карт.

Процесс картирования является одним из первых шагов для понимания того, с чего начать изменения в пространстве группы и каким образом усовершенствовать это пространство, сделать его максимально комфортным для детей.

Собирая информацию во время педагогического наблюдения за детьми, педагоги могут описать пространство группы с точки зрения «востребованности» детьми тех или иных зон, центров, уголков и т.д. А затем организовать пространство, используя результаты наблюдения и «подсказки» основных субъектов деятельности — детей.

Для понимания необходимости внесения изменений в образовательное пространство и в организацию РППС, следует ответить на вопрос: среда для ребенка или ребенок для среды? Однозначного ответа нет и быть не может.

«Среда для ребенка» — это социализация, так как ребенок — субъект, а окружающие его предметы — объекты, взаимодействие ребенка с окружающим миром предметов и явлений происходит в деятельности, в общении, в которое включены другие дети и взрослые. Так выстраиваются субъект — субъектные отношения, являющиеся основой партнерства и сотрудничества.

«Ребенок для среды» — это индивидуализация образования, это возможность выбора, проявления инициативы и самостоятельности. Индивидуализация образования позволяет учитывать интересы каждого ребенка, его избирательную направленность на объекты развивающей

ГБОУ Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы

Пособие для воспитателей. Развивающая предметно-пространственная среда. Вопросы и ответы.

предметно — пространственной среды для самореализации и самовыражения. При создании РППС необходимо учитывать оба эти положения.

Картирование позволяет определить и графически отобразить все элементы РППС, их рациональное размещение с позиции центров активности, которые мотивируют и стимулируют общение детей в разных видах деятельности, и с позиции необходимости детской автономии.

Визуальная информация, отображенная в картировании, помогает понять необходимость и суть изменений, предполагаемых в РППС группы.  Вопрос: как создать среду по стандарту своими руками? (ограничены финансы).

Ответ:

Какие изменения в создании среды современного дошкольного учреждения можно оценить, как новые прогрессивные подходы? Как они способствуют развитию ребенка и его эмоциональному благополучию?

Какова взаимосвязь между правильно организованной предметно — игровой среды и развитием сюжетно-ролевой игры?

Как правило, при организации предметно-игровой среды воспитатели используют традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами («Больница», «Почта», «Парикмахерская» и др.), которые делают пространство группы эстетически красивым, привлекательным для педагогов и родителей. Обустройство такой группы требует немало финансовых вложений. Но уютно ли детям в такой группе? Привычные для нас игровые уголки вносят в сюжетно-ролевую игру детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельного игрового творчества ребенка.

Мы предлагаем новый подход к организации РППС в детском саду, направленный на активизацию свободной самостоятельной игры детей. Мы предлагаем создавать РППС с помощью гофрокартона. Этот материал экологичен, требует небольшого навыка в оформлении, достаточно крепкий, чтобы стать частью детских игр в течении месяца и даже дольше. Так же можно использовать разные виды и размеры тканей, мягкие модули, переносные ширмы.

Надеемся, что это будет интересно педагогам, особенно в настоящее время, когда в дошкольном образовании наблюдается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности.

Вопрос: мобильность среды. В каких вариантах она действительно уместна?

СЛОВАРЬ: мобильность — это способность к быстрым изменениям, преобразованиям, действиям и взаимодействиям.

Ответ:

Мобильность РППС — одно из необходимых условий, которое делает среду развивающей. В мобильном пространстве ребенок активен, он субъект деятельности. Он организует пространство для себя, он делает осознанный выбор, руководствуясь своими интересами и потребностями. Только возможность проявления такой детской активности делает среду по — настоящему развивающей.

Мобильность среды должна соответствовать принципам организации РППС, рекомендованным ФГОС дошкольного образования. Мобильность среды возможна при наличии:

  • рационального размещения в групповом пространстве центров активности;
  • свободного доступа детей ко всем элементам РППС;
  • системы навигаторов в групповом пространстве в виде символов и обозначений, разработанных самими детьми;
  • легко трансформируемой мебели, которая может использоваться разнопланово в соответствии с игровыми замыслами детей;
  • достаточного пространства для организации детской игры;
  • разнообразных полифункциональных материалов и пособий (игрушки, конструкторы, кубики, мягкие модули, природный и бросовый материал и др.);

 

I Вопрос: что такое полифункциональная среда и как ее создавать? Ответ:

Полифункциональность среды заключается в возможности ее разнообразного использования. Наряду с предметами, обладающими жестко закрепленными способами употребления, наполняем группу трансформируемыми      ширмами,    мобильными      стеллажами, многофункциональными предметами.

РППС должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и при этом должна быть многофункциональной.

Вопрос: зачем необходимо развивающую предметно-пространственную среду?

Ответ:

Для того, чтобы предметно-пространственная среда выполняла развивающую функцию и помогала педагогу организовать деятельность детей, ее необходимо выстраивать с учетом следующих особенностей:

  • возраст детей;
  • сезонность;
  • планирование (календарное, комплексно-тематическое, перспективное с учетом годовых задач ОО);
  • события в жизни группы.

Вопрос: как часто необходимо производить изменение?

Ответ:

  Как часто меняем
Что меняем Время года Тема недели События в группе
Оформление стен групповых комнат и приемных Раз в сезон В соответствии с планом К событию
Содержание в центрах активности Раз в месяц В соответствии с планом  

 

Вопрос: если по комплексно — тематическому планированию содержание центров пора менять, а дети еще не наигрались. Что делать?

Ответ:

Зона повышенного внимания, как правило, находится напротив входа в группу. Именно там желательно выделить место, в котором наглядно представлена актуальная тема.

Когда тематическая неделя завершается, а материал остается в помещении (для закрепления, напоминания, продолжения игры), оптимально переместить его левее от зоны повышенного внимания, освободив место для новой выставки.

В группе выделяется место, в котором наглядно представлена выставка по теме недели. По окончании изучения темы, материалы выставки перемещаются в уголок соответствующей направленности, освобождая место экспозиции по новой теме. В содержание всех центров снова вносятся

При распределении материалов необходимо учитывать правило «красного угла». Так, правый угол напротив двери является зоной повышенного внимания. Здесь лучше размещать информацию по актуальной теме. Когда тематическая неделя завершается, а информация остается в помещении (для закрепления, напоминания), оптимально перемещать ее против часовой стрелки, влево от красного угла.

I Вопрос: как можно использовать свободное пространство стен?

Ответ:

Правильное оформление стен в детском саду — это отличный инструмент прямого воздействия на формирующее сознание ребенка. Пространство стен можно использовать для оформления тематических выставок, проектной деятельности, настенных игр.

При оформлении стен необходимо помнить о культуре оформления: использовать современные экологические материалы: пробковая доска, обои для мела, магнитную краску и т.д. Важно, чтобы дети принимали участие при обсуждении и при создании вертикального образовательного пространства группы. Это создаст в сознании каждого ребенка приятное ощущение праздника и причастности к общему делу.

Дошкольники не умеют читать, но они невероятно пристально всматриваются даже в самые простые изображения. Используйте для оформления элементы инфографики, алгоритмы с картинками. Например, сложный для многих детей алгоритм одевания можно красиво и доступно изобразить таким образом, что вскоре ребенок благополучно освоит этот навык.

Пространство стен можно использовать для игр. Настольные варианты игр на стене очень увлекают детей. Это могут быть всевозможные бизиборды, развивающие панно, лабиринты, игры своими руками.

Вопрос: ребенок с ОВЗ е общеразвивающей группе. Как организовать среду в группе?

Ответ:

Сегодня общеразвивающие группы посещают дети с различными особенностями развития. Создание рациональной предметно-развивающей среды является одним из основных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с ОВЗ.

Так для детей с нарушением зрения важными являются такие факторы как: достаточная освещенность помещений, удобное размещение детей за столами во время занятий, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, наличие ориентиров, границ пространства.

  • Освещенность рабочего места подбирается индивидуально в

соответствии с особенностями активности зрительной системы (не менее 400-500 люкс);

  • для детей, страдающих светобоязнью, рекомендуется установить

светофильтры на солнечную сторону окон.

  • Поверхность стола, а также материалы и пособия должны иметь матовую, неотражающую поверхность и четкие контуры.

Необходимо также учитывать, что для зрительного комфорта цвет стен группы должен быть средней светлоты и насыщенности (пастельные тона).

Для рационального использования зрения и увеличения зрительной концентрации:

  • специально усиливается контраст окружающих предметов. Например, откосы и углы обозначаются яркими метками;
  • важна контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону;
  • предпочтительнее отрицательный контраст, так как дети лучше различают темные объекты на светлом фоне по сравнению со светлым на темном;
  • дети также лучше воспринимают заполненные силуэтные фигуры, нежели контурные;
  • для успешного развития пространственной ориентировки важно наличие зрительных ориентиров, меток, ограничителей, графических схем.
  • для выполнения зрительной гимнастики используются также метки разного размера на оконном стекле, на поверхности стен, подвесные игрушки и др. ориентиры.

Ребенок с РАС трудно адаптируется в любой новой обстановке и при переменах ситуации, имеет трудности восприятия словесных инструкций и затрудняется при необходимости самостоятельного выполнения задания. Такие дети нуждаются во введении четких алгоритмов или стереотипов деятельности в процессе обучения. Им необходим четкий порядок действий при мытье рук, при переодевании и т.п.

Поскольку у детей с расстройством аутистического спектра часто затруднено восприятие устной речи, рекомендуется сделать визуальные подсказки.

Дети с РАС хорошо понимают рисунки, поэтому важна организация восприятия новой информации через схемы, инструкции, простые изображения.Также для детей с РАС необходимо создание специальных зон или комнат для релаксации.

Для детей с нарушениями речи необходимо создание стимулирующего речевого пространства. При создании развивающего речевого пространства важно соблюдать ряд принципов:

  1. Принцип динамичности развивающей среды

Основное правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно!

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Для осуществления контакта взрослому важно найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребенком, и с группой в целом.

Психологи утверждают, что дети, сидя за круглым столом, чувствуют себя психологически комфортнее, поэтому они более активны в учебной деятельности. В соблюдении данного принципа отлично поможет мобильная мебель.

  1. Принцип активности, самостоятельности, творчества

По сравнению с обычной семейной обстановкой среда в дошкольном учреждении должна быть интенсивно развивающей, должна провоцировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Для этих целей используются различные функциональные блоки (центр экспериментирования, творчества и т.д.).

С целью стимулирования речевой активности детей в дошкольном учреждении могут быть оформлены речевые уголки, в которых систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий:

-пособия для проведения артикуляционных упражнений;

-комплексы пальчиковых игр, игры для развития мелкой моторики;

-игрушки для развития правильного речевого выдоха;

-тематические альбомы и др.

  1. Принцип учета половых и возрастных различий детей

Построение среды с учетом половых и возрастных различий дает возможность педагогу предоставить наполняемость группы различными пособиями, оборудованием, играми, которые будут интересны как девочкам, так и мальчикам. Среда должна помогать детям реализовать свои интересы, способности, наклонности.

  1. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

Для того, чтобы определить структуру оптимальной окружающей среды, необходимо провести оптимальный отбор стимулов по количеству и качеству.

Хорошо организованная среда побуждает детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая, тем самым, функциональную активность ребенка, в том числе способствуя его эмоциональному благополучию. Обратить внимание на умение ребенка оценить свое состояние, настроение,

Выставляя определенный «знак» в виде фигурки (листик, геометрическая фигура, воздушный шарик), заранее обсужденный с детьми эталон (например, красный — отлично, веселое настроение, доволен выполненной работой; зеленый — средне, настроение не очень хорошее, работой не совсем доволен; синий -плохо, настроение плохое, выполненной работой не доволен), ребенок показывает свое эмоциональное состояние, свою самооценку деятельности.

Тем самым дает возможность педагогу проследить комфортность пребывания ребенка в определенный временной промежуток.

Учитывая, что в детском саду ребенок проводит практически весь день, необходимо предусмотреть возможность отдыха от общения. Это может быть зона отдыха, где ребенок может уединиться, рассмотреть книгу. Таким образом мы создаем условия для индивидуальной комфортности каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановление администрации №274 от 25.09.2019 «Об утверждении Порядка установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных, реализующих образовательные программы дошкольного образования»

Постановление МО Город Адыгейск №274 от 25.09.2019

Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников

7_вт_Методические_рекомендации_ФГ_ДО_21_03_19_(ред)_версия_5

Continue reading «Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников»

Постановление администрации муниципального образования «Город Адыгейск» от 23.03.2020 г. №83 «Об утверждении технологической схемы предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» муниципального образования «Город Адыгейск»

Постановление администрации муниципального образования «Город Адыгейск» от 23.03.2020 г. №83

Приказ Управления образования администрации МО «Город Адыгейск» № 6 от 09.01.2020 «О комиссии по мониторингу организации питания в образовательных организациях, расположенных на территории муниципального образования «Город Адыгейск»

Приказ УО № 6 от 09.01.2020

Постановление администрации муниципального образования «Город Адыгейск» от 30.12.2019 г. № 398 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» муниципального образования «Город Адыгейск» (в редакции постановлений от 26.06.2020 г. №163, от 27.05.20221 г. №151, от 06.09.2021 г. №284).

Постановление администрации муниципального образования «Город Адыгейск» от 30.12.2019 г. № 398

Календарь знаменательных дат на 2020–2021 год

2018–2027 – Десятилетие детства в Российской Федерации (Указ Президента РФ № 240 от 29.05.2017 года «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»)

По решению ООН:

2013–2022 – Международное десятилетие сближения культур

2020 год в России:

— Год памяти и славы (8 июля 2019 года Президент России В. В. Путин подписал указ о проведении в 2020 году «в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» Года памяти и славы)

— Год народного творчества

Сентябрь

Государственные даты и образовательные события

1 сентября – День знаний (отмечается с 1984 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 г.)
2–8 сентября – Неделя безопасности
27 сентября – День воспитателя и всех дошкольных работников России

Международные даты

21 сентября – Международный день мира (отмечается по решению ООН с 1981 г.)

Экологические праздники

15 сентября – Российские дни леса (массовые лесопосадки и природоохранные акции в защиту леса)
21 сентября – Всемирная акция «Очистим планету от мусора»
27 сентября – Всемирный день моря (отмечается с 1978 г. по инициативе ООН в последнюю неделю сентября. В России этот день празднуется 27 сентября)

Юбиляры

7 сентября – 115 лет со дня рождения детской писательницы, автора научно-популярных книг Надежды Августиновны Надеждиной (Адольф) (1905–1992)
8 сентября – 90 лет со дня рождения драматурга, детского поэта Владимира Натановича Орлова (1930–1999)
11 сентября – 155 лет со дня рождения латышского поэта и драматурга Яна Райниса (Янис Кришьянович Плиекшанс) (1865–1929)

Октябрь

Государственные даты и образовательные события

5 октября – Международный день учителя (отмечается по решению ЮНЕСКО с 1944 г.)
16 октября – Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче
22 октября – Международный день школьных библиотек (учреждён Международной ассоциацией школьных библиотек, отмечается в четвёртый понедельник октября)
28 октября – День бабушек и дедушек в России
28–30 (любой из дней) – День Интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет

Международные даты

1 октября – Международный день пожилых людей (Отмечается по решению Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно c 1991 г.)
1 октября – Международный день музыки (Отмечается по решению ЮНЕСКО с 1975 г.)
2 октября – Всемирный день улыбки. Этот день должен быть посвящён хорошему настроению, девизом Дня являются слова: «Сделай доброе дело. Помоги появиться хотя бы одной улыбке»
9 октября – Всемирный день почты (в этот день в 1874 г. был основан Всемирный почтовый союз)
16 октября – Всемирный день хлеба (был учреждён в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров)
18 октября – Всемирный день конфет

Юбиляры

3 октября – 125 лет со дня рождения поэта Сергея Александровича Есенина (1895–1925)
13 октября – 140 лет со дня рождения поэта, переводчика Саши Чёрного (Александр Михайлович Гликберг) (1880–1932)
16 октября – 110 лет со дня рождения детской писательницы, драматурга Лии Борисовны Гераскиной (1910–2010)
22 октября – 150 лет со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1953) Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953)
23 октября – 100 лет со дня рождения итальянского детского писателя, лауреата Международной премии им. Х.-К. Андерсена (1970) Джанни Родари (1920–1980)
24 октября – 145 лет со дня рождения российского и советского живописца Константина Федоровича Юон

Экологические праздники

4 октября – Всемирный день защиты животных
16 октября – Всемирный день здорового питания

Ноябрь

Государственные даты и образовательные события

4 ноября – День воинской славы России – День народного единства (принят Государственной Думой РФ 24 декабря 2004 г.)
18 ноября – День рождения Деда Мороза (в Великом Устюге в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы)
29 ноября – День матери (учреждён Указом Президента РФ в 1998 г. Отмечается в последнее воскресенье ноября)
24–30 ноября – Всероссийская неделя «Театр и дети» (учреждена Министерством культуры РСФСР, Министерством просвещения РСФСР, ЦК ВЛКСМ, СП РСФСР, ВТО в 1974 г.)

Международные даты

10 ноября – Всемирный день науки за мир и развитие (Провозглашён Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2001 г.)
13 ноября – Всемирный день Доброты
20 ноября – Всемирный день ребёнка (отмечается по решению ООН с 1954 года. 20 ноября – день принятия в 1989 г. Конвенции о правах ребёнка)
21 ноября – Всемирный день приветствий (прекрасный день для дружеских приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения)

Экологические праздники

12 ноября – Синичкин день (в России создан по инициативе Союза охраны птиц России)
30 ноября – Всемирный день домашних животных (посвящён всем одомашненным человеком животным и служит напоминанием всему человечеству об ответственности за «братьев наших меньших»)

Юбиляры

2 ноября – 85 лет со дня рождения поэта и драматурга Михаила Спартаковича Пляцковского (1935–1991)
11 ноября – 130 лет со дня рождения еврейского детского писателя Льва Моисеевича Квитко (1890–1952)
28 ноября – 140 лет со дня рождения поэта Александра Александровича Блока (1880–1921)

Декабрь

Государственные даты и образовательные события

1 декабря – Всероссийский день хоккея
3 декабря – День Неизвестного Солдата в России
5 декабря – День добровольца (волонтёра), установленный Указом Президента РФ № 572 от 27 ноября 2017 года
9 декабря – День Героев Отечества (в России чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы)
12 декабря — День Конституции Российской Федерации (Конституция принята всенародным голосованием в 1993 г.)

Международные даты

3 декабря – Международный день инвалидов
11 декабря – Всемирный день детского телевидения (отмечается по инициативе ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) с 1992 г.)
15 декабря – Международный день чая, одного из древнейших и полезнейших напитков на Земле

Экологические праздники

5 декабря – Всемирный день почв
19 декабря – День вечнозеленых растений

Юбиляры

2 декабря – 120 лет со дня рождения поэта Александра Андреевича Прокофьева (1900–1971)
4 декабря – 195 лет со дня рождения поэта Алексея Николаевича Плещеева (1825-1893)
5 декабря – 200 лет со дня рождения поэта Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншин) (1820–1892)
12 декабря – 95 лет со дня рождения композитора, автора детских песен Владимира Яковлевича Шаинского (1925–2017)
14 декабря – 95 лет со дня рождения писателя-натуралиста Юрия Дмитриевича Дмитриева (Эдельман) (1925–1989)
17 декабря – 250 лет со дня рождения немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1770–1827)
19 декабря – 110 лет со дня рождения поэта и прозаика, автора литературных сказок «Крапивная горка», «Заяц Коська и родничок», «Волшебные очки» Николая Матвеевича Грибачёва (1910–1992)
29 декабря – 140 лет со дня рождения художника Николая Николаевича Сапунова (1880–1912)
30 декабря – 115 лет со дня рождения детского писателя и поэта Даниила Ивановича Хармса (Ювачев) (1905–1942)
30 декабря – 155 лет со дня рождения английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1907) Джозефа Редьярда Киплинга (1865–1936)

Книги-юбиляры 2020 года

205 лет (1815)

Гримм Я. и В. «Детские и семейные сказки» (Обработка народных сказок. Часть II)

200 лет (1820)

Пушкин А. «Руслан и Людмила»

190 лет (1830)

Пушкин А. «История села Горюхина», «Маленькие трагедии», «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина», «Сказка о попе и о работнике его Балде»

185 лет (1835)

Андерсен Х.-К. «Сказки, рассказанные детям» («Огниво», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка»)

180 лет (1840)

Андерсен Х.-К. «Новые сказки» («Соловей», «Гадкий утёнок», «Снежная королева»)

155 лет (1865)

Кэрролл Л. «Приключения Алисы в стране чудес»

150 лет (1870)

Некрасов Н. «Дедушка Мазай и зайцы»

145 лет (1875)

Толстой Л. Н. «Новая азбука»

140 лет (1880)

Коллоди К. «Приключения Пиноккио, история марионетки»
Суриков И. «Зима» (Белый снег пушистый в воздухе кружится…)

125 лет (1895)

Киплинг Р. «Книга джунглей»

100 лет (1920)

Баум Л. «Волшебник из страны Оз»

95 лет (1925)

Маршак С. «Сказка о глупом мышонке»
Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»
Чуковский К. «Бармалей», «Доктор Айболит»

85 лет (1935)

Житков Б. «Рассказы о животных»
Маршак С. «Вот какой рассеянный»
Михалков С. «Дядя Стёпа»
Чуковский К. «Лимпопо»

80 лет (1940)

Благинина Е. «Посидим в тишине»
Хармс Д. «Лиса и заяц»

75 лет (1945)

Пришвин М. «В краю дедушки Мазая»

65 лет (1955)

Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
Михалков С. «Дядя Стёпа-милиционер»
Сутеев В. «Кто сказал «мяу»?

60 лет (1960)

Рыбаков А. «Приключения Кроша»

55 лет (1965)

Носов Н. «Незнайка на Луне»

Художники-юбиляры

660 лет – Андрей Рублев
145 лет – Исаак Ильич Левитан
110 лет – Валентин Александрович Серов

2021

Международный год мира и доверия (Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 12 сентября 2019 года по инициативе Туркменистана)

Январь

Государственные даты и образовательные события

4–10 января – Неделя науки и техники для детей и юношества
4–10 января – Неделя «Музей и дети»
8 января – День детского кино (учреждён 8 января 1998 года Правительством Москвы по инициативе Московского детского фонда в связи со столетием первого показа кино для детей в г. Москве)
13 января – День российской печати (отмечается с 1991 года в честь выхода первого номера русской печатной газеты «Ведомости» по указу Петра I в 1703 году)

Международные даты

11 января –- Международный день «спасибо».

Экологические праздники

11 января – День заповедников и национальных парков (отмечается с 1997 года по инициативе Центра охраны дикой природы, Всемирного фонда дикой природы в честь первого российского заповедника – Баргузинского, открывшегося в 1916 году)

Юбиляры

3 января – 85 лет со дня рождения русского поэта Николая Михайловича Рубцова (1936–1971)
8 января – 75 лет со дня рождения русского писателя, переводчика Михаила Давидовича Яснова (1946)
24 января – 245 лет со дня рождения немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776–1822)

Февраль

Государственные даты и образовательные события

8 февраля – День российской науки
23 февраля — День защитника Отечества (Принят Президиумом Верховного Совета РФ в 1993 году)

Международные даты

7 февраля – Международный день зимних видов спорта
14 февраля – Международный день книгодарения (отмечается с 2012 года, в нём ежегодно принимают участие жители более 30 стран мира, включая Россию)
21 февраля – Международный день родного языка (отмечается с 2000 года по инициативе ЮНЕСКО)

Юбиляры

17 февраля – 115 лет со дня рождения русской детской поэтессы Агнии Львовны Барто (1906–1981)
24 февраля – 235 лет со дня рождения немецкого писателя, филолога Вильгельма Гримма (1786–1859)

Март

Государственные даты и образовательные события

24–30 марта – Неделя детской и юношеской книги (проводится ежегодно с 1944 года. Первые «Книжкины именины» прошли по инициативе Л. Кассиля в 1943 году в Москве)
24–30 марта – Неделя музыки для детей и юношества

Международные даты

8 марта – Международный женский день (В 1910 году на Международной конференции социалисток в Копенгагене К. Цеткин предложила ежегодно проводить День солидарности трудящихся женщин всего мира. В России отмечается с 1913 года)
21 марта – Всемирный день поэзии (отмечается по решению ЮНЕСКО с 1999 года)
21 марта – Международный день театра кукол (отмечается с 2003 года по решению Конгресса УНИМА (Международного союза деятелей театров кукол))
27 марта – Международный день театра (отмечается с 1961 года по решению IX Конгресса Международного института театра при ЮНЕСКО)

Экологические праздники

3 марта – Всемирный день дикой природы (принят Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция от 20 декабря 2013 года))
21 марта – Международный день лесов.
22 марта – Всемирный день водных ресурсов (отмечается по решению ООН с 1922 года)

Юбиляры

17 марта – 165 лет со дня рождения художника, графика и скульптора Михаила Александровича Врубеля (1856–1910)
25 марта – 150 лет со дня рождения художника, искусствоведа, реставратора Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960)
30 марта – 245 лет со дня рождения художника Василия Андреевича Тропинина (1776–1857)

Апрель

Государственные даты и образовательные события

12 апреля – 60-летие полета в космос Ю. А. Гагарина. День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» (установлен указом Президиума Верховного Совета СССР в 1962 году в ознаменование первого полёта человека в космос)

30 апреля – День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ

Международные даты

2 апреля – Международный день детской книги (отмечается с 1967 года в день рождения Х. К. Андерсена по решению Международного совета по детской книге – IBBY)
7 апреля – Всемирный день здоровья (отмечается с 1948 года по решению Всемирной ассамблеи здравоохранения ООН)
17 апреля – Международный день цирка
18 апреля – Международный день памятников и исторических мест (отмечается с 1984 года, установлен по решению ЮНЕСКО)
29 апреля – Международный день танца (отмечается с 1982 года по решению ЮНЕСКО)

Экологические праздники

1 апреля – Международный день птиц (В 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц)
22 апреля – Всемирный день Земли (Отмечается с 1990 года по решению ЮНЕСКО с целью объединения людей в деле защиты окружающей среды)

Юбиляры

15 апреля – 95 лет со дня рождения русской поэтессы Эммы Эфраимовны Мошковской (1926–1981)
30 апреля – 95 лет со дня рождения русского писателя Юрия Дмитриевича Дмитриева (1926–1989)
23 апреля – 130 лет со дня рождения композитора Сергея Сергеевича Прокофьева (1891–1953)

Май

Государственные даты и образовательные события

9 мая – День Победы (Установлен в ознаменование победы над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годы)
24 мая – День славянской письменности и культуры (отмечается с 1986 года в честь славянских просветителей Кирилла и Мефодия)

Международные даты

1 мая – День Весны и Труда (Первое мая, День международной солидарности трудящихся, праздновался в Российской империи с 1890 года В Российской Федерации отмечается как праздник Весны и Труда с 1992 года)
15 мая – Международный день семьи (Отмечается по решению ООН с 1994 года)
18 мая – Международный день музеев (Отмечается с 1977 года по решению Международного совета музеев)

Экологические праздники

3 мая – День Солнца (отмечается по решению ЮНЕСКО с 1994 года)
20 мая – Всемирный день пчел

Июнь

Государственные даты и образовательные события

6 июня – День русского языка – Пушкинский день России (Указ Президента РФ № 506 от 21.05.1997 года «О 200-летии со дня рождения А. С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России»)
12 июня – День России (Указ Президента РФ № 1113 от 02.06.1994 года «О государственном празднике Российской Федерации»)
22 июня – День памяти и скорби (Указ Президента РФ № 857 от 08.06.1996 года «О Дне памяти и скорби» в честь памяти защитников Отечества и начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.)

Международные даты

1 июня – Международный день защиты детей (учреждён в 1949 году на Московской сессии совета Международной демократической федерации женщин)
9 июня – Международный день друзей
10 июня – Всемирный день мороженого
23 июня – Международный олимпийский день (учреждён Международным олимпийским комитетом в 1948 году во время 42-й сессии МОК в Санкт-Морице)

Экологические праздники

5 июня – Всемирный день окружающей среды (Отмечается по решению ООН с 1972 года)
8 июня – Всемирный день океанов

Юбиляры

4 июня – 200 лет со дня рождения русского поэта Аполлона Николаевича Майкова (1821–1897)
8 июня – 105 лет со дня рождения русского поэта, переводчика Георгия Афанасьевича Ладонщикова (1916–1992)
14 июня – 130 лет со дня рождения русского детского писателя Александра Мелентьевича Волкова (1891–1977)
17 июня – 110 лет со дня рождения русского писателя Виктора Платоновича Некрасова (1911–1987)

Июль

Государственные даты и образовательные события

8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности (отмечается по инициативе депутатов Государственной думы с 2008 года)

Международные даты

20 июля – Международный день шахмат (Отмечается по решению Всемирной шахматной федерации с 1966 года)
30 июля – Международный день дружбы

Юбиляры

22 июля – 95 лет со дня рождения русского прозаика, поэта Сергея Алексеевича Баруздина (1926–1991)
23 июля – 195 лет со дня рождения русского историка, исследователя русского фольклора, литературоведа Александра Николаевича Афанасьева (1826–1871)

Экологические праздники

23 июля – Всемирный день китов и дельфинов

Август

Государственные даты и образовательные события

8 августа – День физкультурника в России
16 августа – День малинового варенья
22 августа – День Государственного флага России (Указ Президента РФ № 1714 от 20.08.1994 года «О Дне Государственного флага Российской Федерации)

Международные даты

3 августа – День арбуза
5 августа – Международный день светофора

Юбиляры

22 августа – 115 лет со дня рождения русского писателя Леонида Пантелеева – Алексея Ивановича Еремеева (1906–1987)

Сентябрь

Государственные даты

1 сентября – День знаний (отмечается с 1984 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 г.)
27 сентября – День воспитателя и всех дошкольных работников в России

Международные даты

21 сентября – Международный день мира (отмечается по решению ООН с 2002 года как день отказа от насилия и прекращения огня)

Экологические праздники

13 сентября – Всемирный день журавля
24 сентября – Всемирный день моря (Отмечается с 1978 года по инициативе ООН в последнюю неделю сентября. В России этот день празднуется 24 сентября)

Юбиляры

2 сентября – 130 лет со дня рождения русской сказочницы Александры Петровны Анисимовой (1891–1969)
12 сентября – 115 лет со дня рождения русского писателя Сергея Николаевича Маркова (1906–1979)
14 сентября – 85 лет со дня рождения русского поэта Александра Семёновича Кушнера (1936)
17 сентября – 115 лет со дня рождения русской писательницы Любови Фёдоровны Воронковой (1906–1976)

Октябрь

Государственные даты

9 октября – Всероссийский день чтения (отмечается с 2007 года после принятия Национальной программы чтения)

Международные даты

1 октября – Международный день пожилых людей (отмечается по решению Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно c 1991 г.)
1 октября – Международный день музыки (отмечается по решению ЮНЕСКО с 1975 г.)
5 октября – Всемирный день учителя (отмечается по решению ЮНЕСКО с 1944 г.)
9 октября – Всемирный день почты (в этот день в 1874 году был основан Всемирный почтовый союз)
25 октября – Международный день школьных библиотек (учреждён Международной ассоциацией школьных библиотек, отмечается в четвёртый понедельник октября)

Экологические праздники

4 октября – Международный день животных (отмечается с 1931 года в день именин Франциска Ассизского – защитника и покровителя животных)

Юбиляры

1 октября – 230 лет со дня рождения русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859)
20 октября – 90 лет со дня рождения русского поэта, писателя Леонида Андреевича Завальнюка (1931–2010)
21 октября – 125 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Евгения Львовича Шварца (1896–1958)

Ноябрь

Государственные даты

4 ноября – День народного единства (принят Государственной Думой РФ 24 декабря 2004 года)
24–30 ноября – Всероссийская неделя «Театр и дети» (учреждена Министерством культуры РСФСР, Министерством просвещения РСФСР, ЦК ВЛКСМ, СП РСФСР, ВТО в 1974 году)

28 ноября – День матери (Указ Президента РФ № 120 от 30.01.1998 года «О Дне матери». Отмечается в последнее воскресенье ноября)

Международные даты

20 ноября – Всемирный день ребёнка (отмечается по решению ООН с 1954 года, 20 ноября 1989 года — день принятия Конвенции о правах ребёнка)
21 ноября – Всемирный день приветствий (придумали этот праздник два брата – Майкл и Брайон Маккормак в 1973 году)
21 ноября – Всемирный день телевидения (отмечается по решению ООН с 1996 года)

Юбиляры

3 ноября – 110 лет со дня рождения русского писателя Бориса Степановича Рябинина (1911–1990)
11 ноября – 120 лет со дня рождения русского писателя, художника-иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина (1901–1965)
24 ноября — 195 лет со дня рождения итальянского писателя Карло Коллоди (1826–1890)

Декабрь

Государственные даты

9 декабря – День героев Отечества (отмечается с 2007 года в соответствии с Федеральным законом № 231-ФЗ от 24 октября 2007 года)
12 декабря – День Конституции Российской Федерации (Конституция принята всенародным голосованием в 1993 году)

Международные даты

12 декабря – Всемирный день детского телевидения и радиовещания (Отмечается по инициативе ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) с 1994 года во второе воскресенье декабря)

Юбиляры

10 декабря – 200 лет со дня рождения русского поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821–1877)

Книги-юбиляры 2021 года

205 лет (1816)

Гофман Э. Т. А. «Щелкунчик»

195 лет (1826)

Братья Гримм «Сказки» (первый русский перевод)

190 лет (1831)

Пушкин А. С. «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

180 лет (1841)

Одоевский В. Ф. «Мороз Иванович»

155 лет (1866)

Суриков И. З. «Детство»

150 лет (1871)

Кэрролл Л. «Алиса в Зазеркалье»

140 лет (1881)

Коллоди К. «История Пиноккио»

95 лет (1926)

Маршак С. Я. «Багаж»
Маяковский В. В. «Что ни страница – то слон, то львица»
Милн А. «Винни-Пух»
Чуковский К. И. «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон»

85 лет (1936)

Барто А. Л. «Игрушки»
Михалков С. В. «А что у вас», «Дядя Стёпа», «Фома»
Толстой А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

80 лет (1941)

Пантелеев Л. «Честное слово»

70 лет (1951)

Родари Дж. «Приключения Чиполлино»

65 лет (1956)

Аким Я. Л. «Неумейка»

60 лет (1961)

Драгунский В. Ю. «Он живой и светится»

55 лет (1966)

Вангели С. С. «Приключения Гугуцэ»
Заходер Б. В. «Товарищам детям»
Сладков Н. И. «Подводная газета»

50 лет (1971)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г N 1155 Об утверж (3)

Методические рекомендации по подготовке и проведению праздников для детей дошкольного возраста

Методические_рекомендации_по_проведению_праздников_для_детей_дошкольного_возраста

Праздничные мероприятия, посвященные Дню национального адыгского (черкесского) костюма 

28 сентября праздничные мероприятия, посвященные Дню национального адыгского (черкесского) костюма прошли во всех образовательных учреждениях  города.

В целях сохранения и развития национальных обычаев и традиций, привитие любви и уважения к национальной одежде у детей дошкольного возраста в детских садах проведены мероприятия: «У адыгов обычай такой», «Праздник национального костюма», включающее элементы хореографии, музыки, вокала, декоративно-прикладного искусства.

Показ национальной одежды сопровождался занимательным рассказом воспитателей старших групп.

Также проведены чтение стихотворений на адыгейском языке,  тематические занятия по лепке и аппликации орнамента: «Нет краше, нашего костюма», «Адыгэ сае – гордость народа».

Проведены игры, конкурсы на знание традиций и обычаев в школах: «Адыгэ шъуашэр лъэплъым ынап», классные часы «История национального костюма», «Адыгэ шъуашэ», «Адыгейские орнаменты на костюм (сае)»; беседа «От истории костюма до истории народа»; конкурс рисунков «Лучший национальный костюм».