Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников

7_вт_Методические_рекомендации_ФГ_ДО_21_03_19_(ред)_версия_5

Постановление администрации муниципального образования «Город Адыгейск» от 23.03.2020 г. №83 «Об утверждении технологической схемы предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» муниципального образования «Город Адыгейск»

Постановление администрации муниципального образования «Город Адыгейск» от 23.03.2020 г. №83

Приказ Управления образования администрации МО «Город Адыгейск» № 6 от 09.01.2020 «О комиссии по мониторингу организации питания в образовательных организациях, расположенных на территории муниципального образования «Город Адыгейск»

Приказ УО № 6 от 09.01.2020

Постановление администрации муниципального образования «Город Адыгейск» от 30.12.2019 г. № 398 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» муниципального образования «Город Адыгейск» (в редакции постановлений от 26.06.2020 г. №163, от 27.05.20221 г. №151, от 06.09.2021 г. №284).

Постановление администрации муниципального образования «Город Адыгейск» от 30.12.2019 г. № 398

Календарь знаменательных дат на 2020–2021 год

2018–2027 – Десятилетие детства в Российской Федерации (Указ Президента РФ № 240 от 29.05.2017 года «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»)

По решению ООН:

2013–2022 – Международное десятилетие сближения культур

2020 год в России:

— Год памяти и славы (8 июля 2019 года Президент России В. В. Путин подписал указ о проведении в 2020 году «в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» Года памяти и славы)

— Год народного творчества

Сентябрь

Государственные даты и образовательные события

1 сентября – День знаний (отмечается с 1984 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 г.)
2–8 сентября – Неделя безопасности
27 сентября – День воспитателя и всех дошкольных работников России

Международные даты

21 сентября – Международный день мира (отмечается по решению ООН с 1981 г.)

Экологические праздники

15 сентября – Российские дни леса (массовые лесопосадки и природоохранные акции в защиту леса)
21 сентября – Всемирная акция «Очистим планету от мусора»
27 сентября – Всемирный день моря (отмечается с 1978 г. по инициативе ООН в последнюю неделю сентября. В России этот день празднуется 27 сентября)

Юбиляры

7 сентября – 115 лет со дня рождения детской писательницы, автора научно-популярных книг Надежды Августиновны Надеждиной (Адольф) (1905–1992)
8 сентября – 90 лет со дня рождения драматурга, детского поэта Владимира Натановича Орлова (1930–1999)
11 сентября – 155 лет со дня рождения латышского поэта и драматурга Яна Райниса (Янис Кришьянович Плиекшанс) (1865–1929)

Октябрь

Государственные даты и образовательные события

5 октября – Международный день учителя (отмечается по решению ЮНЕСКО с 1944 г.)
16 октября – Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче
22 октября – Международный день школьных библиотек (учреждён Международной ассоциацией школьных библиотек, отмечается в четвёртый понедельник октября)
28 октября – День бабушек и дедушек в России
28–30 (любой из дней) – День Интернета. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет

Международные даты

1 октября – Международный день пожилых людей (Отмечается по решению Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно c 1991 г.)
1 октября – Международный день музыки (Отмечается по решению ЮНЕСКО с 1975 г.)
2 октября – Всемирный день улыбки. Этот день должен быть посвящён хорошему настроению, девизом Дня являются слова: «Сделай доброе дело. Помоги появиться хотя бы одной улыбке»
9 октября – Всемирный день почты (в этот день в 1874 г. был основан Всемирный почтовый союз)
16 октября – Всемирный день хлеба (был учреждён в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров)
18 октября – Всемирный день конфет

Юбиляры

3 октября – 125 лет со дня рождения поэта Сергея Александровича Есенина (1895–1925)
13 октября – 140 лет со дня рождения поэта, переводчика Саши Чёрного (Александр Михайлович Гликберг) (1880–1932)
16 октября – 110 лет со дня рождения детской писательницы, драматурга Лии Борисовны Гераскиной (1910–2010)
22 октября – 150 лет со дня рождения писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1953) Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953)
23 октября – 100 лет со дня рождения итальянского детского писателя, лауреата Международной премии им. Х.-К. Андерсена (1970) Джанни Родари (1920–1980)
24 октября – 145 лет со дня рождения российского и советского живописца Константина Федоровича Юон

Экологические праздники

4 октября – Всемирный день защиты животных
16 октября – Всемирный день здорового питания

Ноябрь

Государственные даты и образовательные события

4 ноября – День воинской славы России – День народного единства (принят Государственной Думой РФ 24 декабря 2004 г.)
18 ноября – День рождения Деда Мороза (в Великом Устюге в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы)
29 ноября – День матери (учреждён Указом Президента РФ в 1998 г. Отмечается в последнее воскресенье ноября)
24–30 ноября – Всероссийская неделя «Театр и дети» (учреждена Министерством культуры РСФСР, Министерством просвещения РСФСР, ЦК ВЛКСМ, СП РСФСР, ВТО в 1974 г.)

Международные даты

10 ноября – Всемирный день науки за мир и развитие (Провозглашён Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2001 г.)
13 ноября – Всемирный день Доброты
20 ноября – Всемирный день ребёнка (отмечается по решению ООН с 1954 года. 20 ноября – день принятия в 1989 г. Конвенции о правах ребёнка)
21 ноября – Всемирный день приветствий (прекрасный день для дружеских приветствий, радостных эмоций и хорошего настроения)

Экологические праздники

12 ноября – Синичкин день (в России создан по инициативе Союза охраны птиц России)
30 ноября – Всемирный день домашних животных (посвящён всем одомашненным человеком животным и служит напоминанием всему человечеству об ответственности за «братьев наших меньших»)

Юбиляры

2 ноября – 85 лет со дня рождения поэта и драматурга Михаила Спартаковича Пляцковского (1935–1991)
11 ноября – 130 лет со дня рождения еврейского детского писателя Льва Моисеевича Квитко (1890–1952)
28 ноября – 140 лет со дня рождения поэта Александра Александровича Блока (1880–1921)

Декабрь

Государственные даты и образовательные события

1 декабря – Всероссийский день хоккея
3 декабря – День Неизвестного Солдата в России
5 декабря – День добровольца (волонтёра), установленный Указом Президента РФ № 572 от 27 ноября 2017 года
9 декабря – День Героев Отечества (в России чествуют Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы)
12 декабря — День Конституции Российской Федерации (Конституция принята всенародным голосованием в 1993 г.)

Международные даты

3 декабря – Международный день инвалидов
11 декабря – Всемирный день детского телевидения (отмечается по инициативе ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) с 1992 г.)
15 декабря – Международный день чая, одного из древнейших и полезнейших напитков на Земле

Экологические праздники

5 декабря – Всемирный день почв
19 декабря – День вечнозеленых растений

Юбиляры

2 декабря – 120 лет со дня рождения поэта Александра Андреевича Прокофьева (1900–1971)
4 декабря – 195 лет со дня рождения поэта Алексея Николаевича Плещеева (1825-1893)
5 декабря – 200 лет со дня рождения поэта Афанасия Афанасьевича Фета (Шеншин) (1820–1892)
12 декабря – 95 лет со дня рождения композитора, автора детских песен Владимира Яковлевича Шаинского (1925–2017)
14 декабря – 95 лет со дня рождения писателя-натуралиста Юрия Дмитриевича Дмитриева (Эдельман) (1925–1989)
17 декабря – 250 лет со дня рождения немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1770–1827)
19 декабря – 110 лет со дня рождения поэта и прозаика, автора литературных сказок «Крапивная горка», «Заяц Коська и родничок», «Волшебные очки» Николая Матвеевича Грибачёва (1910–1992)
29 декабря – 140 лет со дня рождения художника Николая Николаевича Сапунова (1880–1912)
30 декабря – 115 лет со дня рождения детского писателя и поэта Даниила Ивановича Хармса (Ювачев) (1905–1942)
30 декабря – 155 лет со дня рождения английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1907) Джозефа Редьярда Киплинга (1865–1936)

Книги-юбиляры 2020 года

205 лет (1815)

Гримм Я. и В. «Детские и семейные сказки» (Обработка народных сказок. Часть II)

200 лет (1820)

Пушкин А. «Руслан и Людмила»

190 лет (1830)

Пушкин А. «История села Горюхина», «Маленькие трагедии», «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина», «Сказка о попе и о работнике его Балде»

185 лет (1835)

Андерсен Х.-К. «Сказки, рассказанные детям» («Огниво», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка»)

180 лет (1840)

Андерсен Х.-К. «Новые сказки» («Соловей», «Гадкий утёнок», «Снежная королева»)

155 лет (1865)

Кэрролл Л. «Приключения Алисы в стране чудес»

150 лет (1870)

Некрасов Н. «Дедушка Мазай и зайцы»

145 лет (1875)

Толстой Л. Н. «Новая азбука»

140 лет (1880)

Коллоди К. «Приключения Пиноккио, история марионетки»
Суриков И. «Зима» (Белый снег пушистый в воздухе кружится…)

125 лет (1895)

Киплинг Р. «Книга джунглей»

100 лет (1920)

Баум Л. «Волшебник из страны Оз»

95 лет (1925)

Маршак С. «Сказка о глупом мышонке»
Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»
Чуковский К. «Бармалей», «Доктор Айболит»

85 лет (1935)

Житков Б. «Рассказы о животных»
Маршак С. «Вот какой рассеянный»
Михалков С. «Дядя Стёпа»
Чуковский К. «Лимпопо»

80 лет (1940)

Благинина Е. «Посидим в тишине»
Хармс Д. «Лиса и заяц»

75 лет (1945)

Пришвин М. «В краю дедушки Мазая»

65 лет (1955)

Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
Михалков С. «Дядя Стёпа-милиционер»
Сутеев В. «Кто сказал «мяу»?

60 лет (1960)

Рыбаков А. «Приключения Кроша»

55 лет (1965)

Носов Н. «Незнайка на Луне»

Художники-юбиляры

660 лет – Андрей Рублев
145 лет – Исаак Ильич Левитан
110 лет – Валентин Александрович Серов

2021

Международный год мира и доверия (Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 12 сентября 2019 года по инициативе Туркменистана)

Январь

Государственные даты и образовательные события

4–10 января – Неделя науки и техники для детей и юношества
4–10 января – Неделя «Музей и дети»
8 января – День детского кино (учреждён 8 января 1998 года Правительством Москвы по инициативе Московского детского фонда в связи со столетием первого показа кино для детей в г. Москве)
13 января – День российской печати (отмечается с 1991 года в честь выхода первого номера русской печатной газеты «Ведомости» по указу Петра I в 1703 году)

Международные даты

11 января –- Международный день «спасибо».

Экологические праздники

11 января – День заповедников и национальных парков (отмечается с 1997 года по инициативе Центра охраны дикой природы, Всемирного фонда дикой природы в честь первого российского заповедника – Баргузинского, открывшегося в 1916 году)

Юбиляры

3 января – 85 лет со дня рождения русского поэта Николая Михайловича Рубцова (1936–1971)
8 января – 75 лет со дня рождения русского писателя, переводчика Михаила Давидовича Яснова (1946)
24 января – 245 лет со дня рождения немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776–1822)

Февраль

Государственные даты и образовательные события

8 февраля – День российской науки
23 февраля — День защитника Отечества (Принят Президиумом Верховного Совета РФ в 1993 году)

Международные даты

7 февраля – Международный день зимних видов спорта
14 февраля – Международный день книгодарения (отмечается с 2012 года, в нём ежегодно принимают участие жители более 30 стран мира, включая Россию)
21 февраля – Международный день родного языка (отмечается с 2000 года по инициативе ЮНЕСКО)

Юбиляры

17 февраля – 115 лет со дня рождения русской детской поэтессы Агнии Львовны Барто (1906–1981)
24 февраля – 235 лет со дня рождения немецкого писателя, филолога Вильгельма Гримма (1786–1859)

Март

Государственные даты и образовательные события

24–30 марта – Неделя детской и юношеской книги (проводится ежегодно с 1944 года. Первые «Книжкины именины» прошли по инициативе Л. Кассиля в 1943 году в Москве)
24–30 марта – Неделя музыки для детей и юношества

Международные даты

8 марта – Международный женский день (В 1910 году на Международной конференции социалисток в Копенгагене К. Цеткин предложила ежегодно проводить День солидарности трудящихся женщин всего мира. В России отмечается с 1913 года)
21 марта – Всемирный день поэзии (отмечается по решению ЮНЕСКО с 1999 года)
21 марта – Международный день театра кукол (отмечается с 2003 года по решению Конгресса УНИМА (Международного союза деятелей театров кукол))
27 марта – Международный день театра (отмечается с 1961 года по решению IX Конгресса Международного института театра при ЮНЕСКО)

Экологические праздники

3 марта – Всемирный день дикой природы (принят Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция от 20 декабря 2013 года))
21 марта – Международный день лесов.
22 марта – Всемирный день водных ресурсов (отмечается по решению ООН с 1922 года)

Юбиляры

17 марта – 165 лет со дня рождения художника, графика и скульптора Михаила Александровича Врубеля (1856–1910)
25 марта – 150 лет со дня рождения художника, искусствоведа, реставратора Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960)
30 марта – 245 лет со дня рождения художника Василия Андреевича Тропинина (1776–1857)

Апрель

Государственные даты и образовательные события

12 апреля – 60-летие полета в космос Ю. А. Гагарина. День космонавтики. Гагаринский урок «Космос – это мы» (установлен указом Президиума Верховного Совета СССР в 1962 году в ознаменование первого полёта человека в космос)

30 апреля – День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ

Международные даты

2 апреля – Международный день детской книги (отмечается с 1967 года в день рождения Х. К. Андерсена по решению Международного совета по детской книге – IBBY)
7 апреля – Всемирный день здоровья (отмечается с 1948 года по решению Всемирной ассамблеи здравоохранения ООН)
17 апреля – Международный день цирка
18 апреля – Международный день памятников и исторических мест (отмечается с 1984 года, установлен по решению ЮНЕСКО)
29 апреля – Международный день танца (отмечается с 1982 года по решению ЮНЕСКО)

Экологические праздники

1 апреля – Международный день птиц (В 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц)
22 апреля – Всемирный день Земли (Отмечается с 1990 года по решению ЮНЕСКО с целью объединения людей в деле защиты окружающей среды)

Юбиляры

15 апреля – 95 лет со дня рождения русской поэтессы Эммы Эфраимовны Мошковской (1926–1981)
30 апреля – 95 лет со дня рождения русского писателя Юрия Дмитриевича Дмитриева (1926–1989)
23 апреля – 130 лет со дня рождения композитора Сергея Сергеевича Прокофьева (1891–1953)

Май

Государственные даты и образовательные события

9 мая – День Победы (Установлен в ознаменование победы над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годы)
24 мая – День славянской письменности и культуры (отмечается с 1986 года в честь славянских просветителей Кирилла и Мефодия)

Международные даты

1 мая – День Весны и Труда (Первое мая, День международной солидарности трудящихся, праздновался в Российской империи с 1890 года В Российской Федерации отмечается как праздник Весны и Труда с 1992 года)
15 мая – Международный день семьи (Отмечается по решению ООН с 1994 года)
18 мая – Международный день музеев (Отмечается с 1977 года по решению Международного совета музеев)

Экологические праздники

3 мая – День Солнца (отмечается по решению ЮНЕСКО с 1994 года)
20 мая – Всемирный день пчел

Июнь

Государственные даты и образовательные события

6 июня – День русского языка – Пушкинский день России (Указ Президента РФ № 506 от 21.05.1997 года «О 200-летии со дня рождения А. С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России»)
12 июня – День России (Указ Президента РФ № 1113 от 02.06.1994 года «О государственном празднике Российской Федерации»)
22 июня – День памяти и скорби (Указ Президента РФ № 857 от 08.06.1996 года «О Дне памяти и скорби» в честь памяти защитников Отечества и начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.)

Международные даты

1 июня – Международный день защиты детей (учреждён в 1949 году на Московской сессии совета Международной демократической федерации женщин)
9 июня – Международный день друзей
10 июня – Всемирный день мороженого
23 июня – Международный олимпийский день (учреждён Международным олимпийским комитетом в 1948 году во время 42-й сессии МОК в Санкт-Морице)

Экологические праздники

5 июня – Всемирный день окружающей среды (Отмечается по решению ООН с 1972 года)
8 июня – Всемирный день океанов

Юбиляры

4 июня – 200 лет со дня рождения русского поэта Аполлона Николаевича Майкова (1821–1897)
8 июня – 105 лет со дня рождения русского поэта, переводчика Георгия Афанасьевича Ладонщикова (1916–1992)
14 июня – 130 лет со дня рождения русского детского писателя Александра Мелентьевича Волкова (1891–1977)
17 июня – 110 лет со дня рождения русского писателя Виктора Платоновича Некрасова (1911–1987)

Июль

Государственные даты и образовательные события

8 июля – Всероссийский день семьи, любви и верности (отмечается по инициативе депутатов Государственной думы с 2008 года)

Международные даты

20 июля – Международный день шахмат (Отмечается по решению Всемирной шахматной федерации с 1966 года)
30 июля – Международный день дружбы

Юбиляры

22 июля – 95 лет со дня рождения русского прозаика, поэта Сергея Алексеевича Баруздина (1926–1991)
23 июля – 195 лет со дня рождения русского историка, исследователя русского фольклора, литературоведа Александра Николаевича Афанасьева (1826–1871)

Экологические праздники

23 июля – Всемирный день китов и дельфинов

Август

Государственные даты и образовательные события

8 августа – День физкультурника в России
16 августа – День малинового варенья
22 августа – День Государственного флага России (Указ Президента РФ № 1714 от 20.08.1994 года «О Дне Государственного флага Российской Федерации)

Международные даты

3 августа – День арбуза
5 августа – Международный день светофора

Юбиляры

22 августа – 115 лет со дня рождения русского писателя Леонида Пантелеева – Алексея Ивановича Еремеева (1906–1987)

Сентябрь

Государственные даты

1 сентября – День знаний (отмечается с 1984 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 01.10.1980 г.)
27 сентября – День воспитателя и всех дошкольных работников в России

Международные даты

21 сентября – Международный день мира (отмечается по решению ООН с 2002 года как день отказа от насилия и прекращения огня)

Экологические праздники

13 сентября – Всемирный день журавля
24 сентября – Всемирный день моря (Отмечается с 1978 года по инициативе ООН в последнюю неделю сентября. В России этот день празднуется 24 сентября)

Юбиляры

2 сентября – 130 лет со дня рождения русской сказочницы Александры Петровны Анисимовой (1891–1969)
12 сентября – 115 лет со дня рождения русского писателя Сергея Николаевича Маркова (1906–1979)
14 сентября – 85 лет со дня рождения русского поэта Александра Семёновича Кушнера (1936)
17 сентября – 115 лет со дня рождения русской писательницы Любови Фёдоровны Воронковой (1906–1976)

Октябрь

Государственные даты

9 октября – Всероссийский день чтения (отмечается с 2007 года после принятия Национальной программы чтения)

Международные даты

1 октября – Международный день пожилых людей (отмечается по решению Генеральной Ассамблеи ООН ежегодно c 1991 г.)
1 октября – Международный день музыки (отмечается по решению ЮНЕСКО с 1975 г.)
5 октября – Всемирный день учителя (отмечается по решению ЮНЕСКО с 1944 г.)
9 октября – Всемирный день почты (в этот день в 1874 году был основан Всемирный почтовый союз)
25 октября – Международный день школьных библиотек (учреждён Международной ассоциацией школьных библиотек, отмечается в четвёртый понедельник октября)

Экологические праздники

4 октября – Международный день животных (отмечается с 1931 года в день именин Франциска Ассизского – защитника и покровителя животных)

Юбиляры

1 октября – 230 лет со дня рождения русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859)
20 октября – 90 лет со дня рождения русского поэта, писателя Леонида Андреевича Завальнюка (1931–2010)
21 октября – 125 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Евгения Львовича Шварца (1896–1958)

Ноябрь

Государственные даты

4 ноября – День народного единства (принят Государственной Думой РФ 24 декабря 2004 года)
24–30 ноября – Всероссийская неделя «Театр и дети» (учреждена Министерством культуры РСФСР, Министерством просвещения РСФСР, ЦК ВЛКСМ, СП РСФСР, ВТО в 1974 году)

28 ноября – День матери (Указ Президента РФ № 120 от 30.01.1998 года «О Дне матери». Отмечается в последнее воскресенье ноября)

Международные даты

20 ноября – Всемирный день ребёнка (отмечается по решению ООН с 1954 года, 20 ноября 1989 года — день принятия Конвенции о правах ребёнка)
21 ноября – Всемирный день приветствий (придумали этот праздник два брата – Майкл и Брайон Маккормак в 1973 году)
21 ноября – Всемирный день телевидения (отмечается по решению ООН с 1996 года)

Юбиляры

3 ноября – 110 лет со дня рождения русского писателя Бориса Степановича Рябинина (1911–1990)
11 ноября – 120 лет со дня рождения русского писателя, художника-иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина (1901–1965)
24 ноября — 195 лет со дня рождения итальянского писателя Карло Коллоди (1826–1890)

Декабрь

Государственные даты

9 декабря – День героев Отечества (отмечается с 2007 года в соответствии с Федеральным законом № 231-ФЗ от 24 октября 2007 года)
12 декабря – День Конституции Российской Федерации (Конституция принята всенародным голосованием в 1993 году)

Международные даты

12 декабря – Всемирный день детского телевидения и радиовещания (Отмечается по инициативе ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) с 1994 года во второе воскресенье декабря)

Юбиляры

10 декабря – 200 лет со дня рождения русского поэта Николая Алексеевича Некрасова (1821–1877)

Книги-юбиляры 2021 года

205 лет (1816)

Гофман Э. Т. А. «Щелкунчик»

195 лет (1826)

Братья Гримм «Сказки» (первый русский перевод)

190 лет (1831)

Пушкин А. С. «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

180 лет (1841)

Одоевский В. Ф. «Мороз Иванович»

155 лет (1866)

Суриков И. З. «Детство»

150 лет (1871)

Кэрролл Л. «Алиса в Зазеркалье»

140 лет (1881)

Коллоди К. «История Пиноккио»

95 лет (1926)

Маршак С. Я. «Багаж»
Маяковский В. В. «Что ни страница – то слон, то львица»
Милн А. «Винни-Пух»
Чуковский К. И. «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Путаница», «Телефон»

85 лет (1936)

Барто А. Л. «Игрушки»
Михалков С. В. «А что у вас», «Дядя Стёпа», «Фома»
Толстой А. Н. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

80 лет (1941)

Пантелеев Л. «Честное слово»

70 лет (1951)

Родари Дж. «Приключения Чиполлино»

65 лет (1956)

Аким Я. Л. «Неумейка»

60 лет (1961)

Драгунский В. Ю. «Он живой и светится»

55 лет (1966)

Вангели С. С. «Приключения Гугуцэ»
Заходер Б. В. «Товарищам детям»
Сладков Н. И. «Подводная газета»

50 лет (1971)

Навигатор образовательных программ дошкольного образования

Размещен на сайте Федерального института развития образования — https://firo.ranepa.ru/navigator-programm-do

п/п

Название образовательной программы Аннотация Место размещения
Комплексные образовательные программы
1. «Березка»/Авторы С.А. Трубицына. В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фишер, Т.А. Иконникова, К.И. Бабич

М., 2015

Представляет особый вариант реализации вальдорфской педагогической системы, адаптированной к условиям   российской действительности. Программа сформирована с опорой на опыт работы детских садов различных стран мира и опыт работы российских педагогов вальдорфской системы.

 

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_berezka.pdf

 

 

2. «Вдохновение» /Под редакцией В. К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой

М., 2019

 

Особенность программы – ориентация на новую социокультурную ситуацию развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту, проблемами роста и развития.

Задача программы – поддержать и развить врожденную любознательность и инициативность ребенка.

С одной стороны, программа предлагает педагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности.

Рекомендована ФГБНУ «Институт изучения детства,

семьи и воспитания Российской академии образования»

к использованию в организациях, осуществляющих

образовательную деятельность в сфере дошкольного

образования.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/vdohnovenie_prog.pdf

 

 

3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет/ Автор Н.В. Нищева

СПб., 2019

Представляет собой целостную, методологически обоснованную,систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах компенсирующей направленности дошкольных образовательных организаций для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

В программе выстроена система коррекционно- развивающей работы, представлены рекомендации по составлению учебного плана, организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; указаны задачи и содержание работы в каждой из пяти образовательных областей; описана системадиагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.

Рекомендована Институтом педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/nisheva_kompleksn_obrazov_programma_3-7.pdf

 

 

 

4. «Детский сад — дом радости»/ Автор Н.М. Крылова

М., 2015

Программа целостного комплексного интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности.

Воспитание дошкольника от 3 до 7 лет в «Детском саду — Доме радости» — это педагогическая система построения целостного процесса, направленного на содействие развития и саморазвития каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности. Она опирается на отечественные и зарубежные научные достижения, на традиции воспитания дошкольника в семье и в детском саду.

Научно-методическая система «Детский сад — Дом радости» состоит из трёх взаимосвязанных проектов:

-Программы, автор Н.М Крылова;

-Технологии, авторы Н.М. Крылова, В.Т. Иванова (соавтор сценариев), Л.В. Тимошенко (соавтор мониторинга);

-Иннватики «Лесенка успеха», автор Н.М. Крылова.

РекомендованаУМО по образованию в области подготовки педагогических кадров ФГБУ ВПО МПГУ.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/krylova_detskiy_sad_dom_radosti.pdf

 

 

5. «Детский сад по системе Монтессори»/Под редакцией Е.А. Хилтунен

М., 2014

Создана на основе педагогической системы известного педагога и психолога Марии Монтессори в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Сохранив в полной мере ее концептуальные основы, Программа вобрала в себя новейшие достижения педагогической и психологической науки, а также опыт современных отечественных и зарубежных монтессори-педагогов.

 

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_detskiy_sad_dom_po_sisteme_montesori.pdf

 

 

 

 

6. «Детство»/Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой

СПб., 2019

Программа является результатом научной и практической деятельности авторского коллектива преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. В основе программы лежит концепция целостного развития ребенка дошкольного возраста как субъекта детских видов деятельности и поведения, изучение и понимание современного ребенка, его психофизиологических особенностей, проявлений субкультуры. Особенностью программы является определение содержания и организации образовательной деятельности детей от рождения и до семи (восьми) лет; наличие методических рекомендаций к проектированию ДОО собственных образовательных программ и примерного комплексного тематического планирования, что определяет направленность программы на реализацию ведущих идей ФГОС дошкольного образования.

Рекомендована ФГБОУ ВО МГППУ.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/detstvo.pdf

 

 

7. «Диалог»/Под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько

М., 2013

Программа задает новые социальные установки, учитывающие

специфику организации психических процессов современных детей, живущих в эпоху глобальной информатизации.

Процесс создания (созидания) программы помогает осознать совпадение их интересов: ребенка и педагога, ребенка и родителей, в достаточной мере – педагога и родителей. В программе выстроены векторы движения для каждого из этих субъектов.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_dialog.pdf

 

 

 

8. «Детский сад 2100»/Под науч. ред. Р.Н. Бунеева

М., 2019

Программа опирается на лучшие традиции отечественного образования. Цель Программы – обеспечение психолого-педагогического сопровождения комплексного развития личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Данная цель ориентирована на достижение предполагаемого результата: созидание человека-деятеля, готового и способного к свободному выбору; к принятию ответственных (а не ответных) решений; ребёнка, проявляющего социальную активность, самостоятельность, творческий потенциал.

РекомендованаИнститутом детства ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/detskiysad_2100.pdf

 

 

9. Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/Под ред. Л. В. Лопатиной

СПб., 2014

Программа является адаптированной примерной программой для дошкольных образовательных организаций, обеспечивающая разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению в образовательной организации общего типа.

Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей по логопедической работе и образовательным областям,

соответствующим ФГОС дошкольного образования.

Рекомендована Институтом детства ФГБОУ ВО «НГПУ».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_dlya_doshkolnikov_s_tyajelymi_narusheniyami_rechi_lopatina.pdf
10. «Золотой ключик»/Под редакцией Г.Г. Кравцова

М, 2019

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 10 лет. Программа нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития, и, одновременно, для их счастливой радостной жизни и эмоционального благополучия.

В данной Программе уделяется особое внимание традиционным ви-

дам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода – детской игре. В работе с детьми, достигшими школьного возраста, приоритетное значение обретает задача формирования у детей полноценной учебной деятельности.

Рекомендованакафедры «Дошкольная педагогика и психология» факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/zolotoy_kluchik_poop.pdf

 

 

 

 

11. «Истоки»/Под редакцией Л.А. Парамоновой

М, 2018

Программа учитывает достижения в области отечественной педагогической и психологической науки, вобравшей в себя мировой опыт, а также многолетние исследования ее авторов, развивающих основные теоретические положения, признанные всем научным сообществом.

Программа задает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольной организации, содержание образовательного процесса, необходимые условия для реализации программы.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, системой мониторинга и апробирована широкой практикой.

Рекомендована Ученым советом Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБУ ВПО МПГУ.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/paramonova_programma_istoki.pdf

 

 

12. «Миры детства: конструирование возможностей»/Под редакцией Т.Н. Дороновой

М, 2018

От современных комплексных программ  дошкольного образования «Миры детства…» отличают следующие взаимосвязанные характеристики.

— Типология образовательной деятельности построена на основании культурных практик. К ним относятся: сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельности, чтение художественной литературы и слушание музыки.

— Возможность осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям на основании результатов педагогической диагностики.

— Построение образовательного процесса совместно с родителями детей на основании дидактического материала «Детский календарь».

— Разработка вариативного тематического планирования в цифровой форме.

Рекомендована ФГБУ ФИРО.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/miri_detstva.pdf

 

 

 

13. «Мир открытий»/Под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой

М, 2019

Программа задает базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее поддержку индивидуальности каждого ребенка, его социальное, нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие. Программа обеспечена полным комплектом методической литературы.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу Программы, создает условия для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей.

Рекомендована УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров ФГБУ ВПО МПГУ.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/mir_otkrytij_programma.pdf

 

 

14. «Мозаика»/Авторы В.Ю.Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева

М., 2018

Программа «Мозаика» разработана для детей от 2 до 7 лет.

Программа определяет цели, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

В приложении к программе представлены: комплексно-тематическое планирование для разных возрастных групп, список изданий для педагогов и детей, созданных в рамках ПМК ДО «Мозаичный ПАРК», перечень оборудования, глоссарий.

К программе «Мозаика» изданы методические рекомендации для всех возрастных групп ДОО.

Рекомендована ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/mozaika.pdf

 

 

15. «На крыльях детства»/Под редакцией Н.В. Микляевой

М, 2014

Программа является учебно-методическим документом, демонстрирующим для дошкольных  образовательных организаций и дошкольных отделений эффективную модель реализации ФГОС дошкольного образования и специфику методического сопровождения образовательного процесса с детьми раннего и дошкольного возраста, а также c обучающимися с особыми образовательными потребностями. https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_na_kryliah_detstva.pdf

 

 

16. «ОткрытиЯ»/Под редакцией Е.Г. Юдиной

М, 2015

Цель программы – способствовать развитию способностей личности, необходимых для того, чтобы справляться с жизненными задачами и развиваться в меняющемся мире.

Программа «ОткрытиЯ» помогает развивать у ребенка такие качества как: критическое мышление, творчество, фантазию, изобретательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, умение делать осознанный выбор, видеть и формулировать проблемы, стремление проявлять заботу о людях, обществе и стране.

Присвоен гриф УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров ФГБОУ ВПО МПГУ.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/Otkrytiya.pdf

 

 

17. «От рождения до школы»/Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой

М, 2019

 

В основе этого по-настоящему инновационного переиздания программы «От рождения до школы» лежит выпущенная в 2004 году, рекомендованная Министерством образования РФ программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой,  В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

В данном издании Программы сохранены все достоинства первого издания и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом (УМК), который постоянно обновляется и дополняется. При этом все ранее изданное к Программе безусловно сохраняет свою актуальность.

Присвоен гриф ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf

 

 

18. «Образование для процветания»/Под  руководством Т.С. Комаровой

М., 2014

 

Программа является инновационным общеобразовательным программным документом для организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и реализуемым с использованием ИКТ. Программа ориентирована на работу с одаренными детьми. https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_obrazovaniye_dlya_procvetaniya.pdf

 

 

19. Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги»/Авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова

М., 2019

 Программа «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях дополнительного образования).

Программа основана на современных научных представлениях о

закономерностях психического развития ребенка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым.Исходными теоретическими позициями программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной выдающимся детским психологом М.И.Лисиной.

Программа может использоваться как самостоятельная, так и интегрироваться в другие образовательные программы.

Рекомендована ФГБНУ «ИИДСВ РАО»

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/pervye_shagi.pdf

 

 

20. «Первоцветы»/Под редакцией Н.В. Микляевой

М., 2014

Программа направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Все задачи программы можно разделить на 3 блока.

• Задачи социализации и вхождения в культуру.

• Задачи формирования культурных практик.

• Задачи формирования культуры личности.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_pervocvety.pdf

 

 

 

 

 

21. «ПРОдетей»/Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова

М., 2019

 

Программа обеспечивает развитие ребенка во всех образовательных областях, его позитивную социализацию и индивидуализацию, охрану и укрепление его физического и психического здоровья.

Предпочтение отдается не фронтальным формам обучения, а совместным видам деятельности, в которых дети осваивают основы саморегуляции в процессе планирования и контроля своих действий  и действий партнеров.   Педагоги формируют у детей логическое мышление, коммуникативные и социальные навыки, способность к ответственному, самостоятельному выбору.

Образовательный процесс строится на собственной активности детей,  что делает обучение интересным для ребенка и обеспечивает школьную готовность на основании включения ребенка в ролевые игры, игры с правилами, продуктивные виды деятельности и т. д.

Высокая степень индивидуализации образовательного процесса делает возможным успешное применение программы для различных категорий детей – от одаренных до детей с ОВЗ.

Рекомедована ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/PROdetej_prog.pdf
22. «Радуга»/АвторыС.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова и др.;науч.рук.  Е.В. Соловьёва

М., 2016

Комплексная программа дошкольного образования для работы с детьми от 2 месяцев до 8 лет. Апробирована в практике, переработана в соответствии с ФГОС ДО.

Развивающая программа, обеспечивающая своевременное и полноценное психическое развитие ребенка и его системную подготовку к успешному обучению на следующем уровне общего образования.

Имеет полный комлект методических пособий для педагогов по всем направлениям развития ребенка и развивающие пособия для детей.

РекомендованаРАО.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/raduga.pdf

 

 

23. «Развитие»/Под ред. Булычевой А.И.

М., 2016

Основной  образовательной  целью  программы «Развитие» является развитие  общих способностей, рассматриваемых  в качестве одной из основных единиц психического развития ребенка. Программа направлена на развитие общих  способностей (познавательных, коммуникативных и регуляторных) у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе коммуникации с взрослыми и детьми. Образовательную работу с детьми предлагается проводить как в специально организуемых образовательных ситуациях, так и в ситуациях естественной жизни.

Рекомендована ФГАУ «ФИРО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/razvitie.pdf

 

 

24. «Разноцветная планета», часть 1, 2/Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой

М., 2015

Программа предназначена для организации дошкольного образования детей от 3 до 8 лет, призвана обеспечить достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе и служит программным документом, на основе которого любая дошкольная образовательная организация на территории РФ может самостоятельно разрабатывать, утверждать и реализовывать основную образовательную программу дошкольного образования.

Присвоен гриф УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров ФГБОУ ВПО МПГУ.

Часть 1 https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_raznocvetnaya_planeta_chast_1.pdf

Часть 2 https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_raznocvetnaya_planeta_chast_2.pdf

 

 

25. «Тропинки»/Под редакцией В.Т. Кудрявцева

М., 2016

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности. Предлагаемая программа является современной программой развивающего дошкольного образования и направлена на создание условий для общего психического развития детей средствами развития творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается  как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребенка к началам человеческой культуры – познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической – у него закладываются, развиваются  и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное мышление, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность и др. К программе разработан полный учебно-методический комплект, включающий методические пособия и пособия для детей каждой возрастной группы.

Рекомендованапедагогическим институтом НИУ «БелГУ».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/tropinki.pdf

 

 

26. «Теремок»/Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой.

М., 2019

Современная образовательная программа для детей от двух месяцев до трех лет. Ориентирована на создание оптимальных условий для становления со­циокультурного опыта ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и об­разовательного запроса семьи. Программа носит стратегический, комплексный, инновационный и вариативный характер, соответствует ФГОС ДО. В качестве профессиональных «инструментов» предлагает вариативную модель образовательной среды, модель развития взаимоотношений педагога и детей, технологию проектирования образовательной деятельности.

Рекомендована Факультетом дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО МПГУ.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/teremok.pdf

 

 

 

27. «Ступеньки к школе» /АвторыМ. М. Безруких, Т. А. Филиппова

М, 2018

Образовательная деятельность в рамках программы направлена на всестороннее развитие детей, сохранения и укрепление здоровья, формирование школьно-значимых функций,  снижение рисков дезадаптации при переходе на  уровень начального образования. В программу включен уникальный авторский материал для проведения диагностики индивидуального развития.  Может быть реализована  в разных организационных формах  дошкольного образования.

РекомендованаФГАУ «ФИРО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/stupenki_k_shkole.pdf

 

 

 

28. «Успех» /Под редакцией Н.В. Фединой

М., 2015

Программа направлена на позитивную социализацию и всестроннее развитие детей в возрасте от 2 месяцев до момента поступления в школу в соответствии с возрастными особеностями видах детской деятельности и в разнообразных формах совместной деятельности взрослых и детей.

Фунтаментальные основы программы:

-учет возрастных психофизиологических особенностей развития детей;

-отказ от учебной модели построения образовательного процесса;

-принцип интеграции образовательных областпей;

-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

-реализация гендерного принципа построения образовательного процесса.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/arhiv/obrazovat_prog_do_uspeh.pdf

 

 

Парциальные образовательные программмы
1.      Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. «С чистым сердцем»/Авторы Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина

М., 2019

В основу содержания программы положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и Отечеством. Программа содержит опыт ознакомления дошкольников (5–7 лет) с биографиями выдающихся исторических личностей и героев современности, чья жизнь является достойным примером для подражания. Цель программы – духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к отечественным ценностям и к культурному наследию родного края. Содержание программы реализуется в ходе образовательной деятельности, режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей через взаимодействие с родителями воспитанников. Виды деятельности, используемые при реализации программы, открывают широкие возможности использования развивающих ситуаций в процессе воспитания дошкольников. В приложении к программе даны примерные конспекты образовательной деятельности, пословицы и поговорки, сказки и рассказы.

Рекомендована кафедрой педагогики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО ГГТУ.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/s_chistym_serdtsem.pdf

 

 

 

2. «Формирование культуры безопасности»/Автор Л. Л. Тимофеева

СПб., 2019

В  программе представлены задачи и содержание образовательной деятельности в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»  по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет).

Разработана на основе современных исследований с учетом тенденций развития детской популяции и системы образования, требований, отраженных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Рекомендована институтом педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университете им. И.С. Тургенева».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/Timofeeva_Parcialnaya_programma.pdf

 

 

3. «Мир без опасности»/Автор Лыкова И.А. Авторская программа, направленная на формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования. Охватывает следующие виды детской безопасности: витальная (жизнь и здоровье), социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др. Определяет стратегию, целевые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание, модель взаимодействия педагога с детьми, психолого-педагогические условия, критерии педагогической диагностики (мониторинга). Раскрывает принципы организации развивающей предметно-пространственной среды. Предлагает варианты адаптации программного содержания к запросу особого ребенка. Особенностью авторского подхода является моделирование образовательных ситуаций, отражающих путь развития человеческой культуры и общества (взаимосвязь культуро­творчества и нормотворчества). Программа обеспечена методическими и дидактическими пособиями.

Рекомендована ФГАУ «ФИРО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/mir_bez_opasnosti.pdf

 

 

4. «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?»/Авторы Алиева Э. Ф., Радионова О. Р.

М., 2015

Педагогическая технология воспитания детей  5-8 лет в духе толерантного общения  является одной из вариативных образовательных технологий, способной воплотить философский смысл идеи толерантности в повседневную практику межличностного и межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Состоит из 2-х сборников — методических рекомендаций для педагогов и практикума для детей. В основе технологии — интеграция различных видов деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская, поисковая деятельность), направленная на развитие личностного потенциала всех участников образовательного процесса.

Рекомендована ФГУ «ФИРО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/istorii_karapushek.pdf

 

 

2.      Образовательная область «Познавательное развитие»
1. «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» /Авторы Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В.

Самара, 2018

В программе представлено новое содержание образования, связанное с техническим контентом в дошкольном возрасте, не ограниченное уже существующими (конструированием и математикой) его компонентами, а дополненное новыми, необходимыми  для системного мышления. Основной целью является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Рекомендована педагогическим институтом НИУ «БелГУ».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_frebelya_do_robota.pdf

 

 

2. «Феникс — шахматы для дошкольников» /Авторы А. В. Кузин, Н. В. Коновалов, Н. С. Скаржинский

М., 2017

Программа ориентирована на формирование личностного развития ребенка 4 лет и старше посредством вовлечения его в интеллектуально-спортивную среду, в частности путем знакомства с шахматным искусством. Программа рассчитана на проведение досугового времени с детьми в любой период года в рамках образовательных и спортивных мероприятий. Ведущими формами организации занятия являются как групповые, так и подгрупповые. Основные методы занятий с детьми: рассказ, показ, групповая и индивидуальная беседы и мероприятия со спортивным уклоном, вызывающим отношение к шахматам как виду спорта.

Рекомендована ФГАУ «ФИРО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/programma_feniks.pdf

 

 

3. «Умные пальчики»/Автор И.А. Лыкова

М., 2018

Конструирование позиционируется как универсальная деятельность — созидательная, преобразующая, творческая, в которой каждый ребенок приобретает опыт самореализации, самовоспитания, саморазвития. Особенностью авторского подхода является моделирование образовательных ситуаций, отражающих путь развития человеческой культуры и общества: «Как человек изобрел колесо, соорудил дороги и транспорт», «Как зернышко прошло путь от поля до каравая», «Как люди приручили и где поселили огонь», «Где живет вода, и как она приходит в наш дом», «Где хранится семейная память», «С чего начинается Родина» и др. Программа обеспечена учебно-методическими пособиями и демонстрационными материалами для каждой возрастной группы ДОО.

Рекомендована педагогическим институтом НИУ «Бел ГУ».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/programma_umnye_palchiki.pdf

 

 

4. «Английский для дошкольников»/Автор Ю.А. Комарова

М., 2016

Цель программы – создание благоприятных условий для овладения детьми английским языком как средством развития коммуникативных способностей детей, обеспечения практики в разных видах деятельности и реализации творческой активности. Программа рассчитана на три года обучения (4–7 лет). Парциальная программа включена в комплект курса Cheeky Monkey («Забавная обезьянка»), в который входят: методические пособия для преподавателя, развивающие пособия для детей, демонстрационные и дидактические карточки; аудиофайлы, перчаточная кукла. Методические пособия содержат рекомендации по ведению занятий, раздаточный материал, материалы для мониторинга результата в обучении детей и информационные письма родителям. В данном курсе реализованы принципы совместной деятельности педагога, родителей и детей. Курс Cheeky Monkey разработан преемственно по отношению к системам начального общего образования по обучению английскому языку.

Рекомендована ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/anglijskij_dlya_doshkolnikov.pdf

 

 

5. «STEM–образование детей дошкольного и младшего школьного возраста»/Авторы

Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А.

М., 2019

Программа определяет цели и задачи реализации, возрастные особенности и динамику развития интеллектуальных способностей детей, планируемые результаты освоения детьми содержания Программы, особенности организации образовательного процесса, содержание, примерное тематическое планирование, а также методическое обеспечение Программы.

Модулями Программы являются:

1. Дидактическая система Ф. Фребеля

2. Экспериментирование с живой и неживой природой

3. LEGO-конструирование

4. Математическое развитие

5. Робототехника

6. Мультистудия «Я творю мир»

Рекомендована  ФГБОУ ВО «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/STEM_obrazovanie.pdf

 

 

6. «Игралочка»/Авторы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова

М., 2019

Программа определяет базисное содержание и специфические задачи формирования элементарных математических представлений детей в области познавательного развития. В основу программы положены концептуальные идеи непрерывности образования, представленные в образовательной системе Л.Г. Петерсон.

Программа направлена на создание условий для накопления ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, предлагает комплекс педагогических инструментов, обеспечивающих преемственность математического развития детей на дошкольном и начальном уровнях общего образования.

Рекомендована ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/igralochka_programma.pdf

 

 

7.  «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» / Автор К. В. Шевелев

М., 2019

Парциальная общеобразовательная программа дошкольного образования направлена на развитие интеллектуальных и сенсорных способностей детей в возрасте от 3 до 7 лет в процессе формирования элементарных математических представлений.

Программа позволяет достигнуть уровня развития детей дошкольного возраста, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального

подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Также обеспечивается физическая готовность к школе в части развития мелкой моторики.

Рекомендована ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/femp_u_doshkolnikov.pdf

 

3.      Образовательная область «Речевое развитие»
1. «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» / Автор Е.В. Колесникова

М., 2019

Содержание Программы ориентировано на формирование

звуковой аналитико­синтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 2–7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

– систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);

– организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно­исследовательской деятельности), в игре, общении,

самостоятельной деятельности детей, для которой педагог

создает условия, сопровождает ее, поддерживает.

Программа имеет организационно-методическое сопровождение (ОМС), в которое включены дидактические пособия как для взрослых, так и для детей.

Рекомендована ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_zvuka_k_bukve.pdf

 

 

4.      Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. «Цветные ладошки»/Автор И.А. Лыкова

М., 2019

Программа представляет авторский вариант проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО. Включает научную концепцию и педагогическую модель, нацеленные на создание оптимальных условий для формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие ребенка с учетом его индивидуальности. Определяет целевые ориентиры, базисные задачи, содержание изобразительной деятельности, критерии педагогической диагностики (мониторинга), примерные перечни произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства для развития художественного восприятия. Описывает целостную систему календарно-тематического планирования для каждой возрастной группы. Программа обеспечена методическими и наглядно-дидактическими пособиями.

Рекомендована институтом педагогики и психологии ФГБОУ ФО «Орловский государственный университет  им. И.С. Тургенева».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/cvetnye_ladoshki.pdf

 

 

2. «В мире музыкальной драматургии»/ Автор Т.Ф. Коренева.

М., 2019

В программе представлена организация  музыкально-ритмической деятельности с детьми дошкольного возраста (с 3 до 7 лет). Цель программы – сформировать активное восприятие музыкального искусства, воспитать интерес и желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики. Программа ориентирована на развитие у детей музыкальных способностей: эмоциональной отзывчивости на музыку, слуховых представлений, музыкально-ритмических чувств; формирование у детей правильной осанки. В программе представлены  четыре раздела, соответствующих возрастным группам детей. Каждый раздел описывает основную задачу возраста, направления работы, длительность и алгоритм проведения занятий. В программе представлены темы и содержание работы с учётом музыкального репертуара. Методическое обеспечение программы включает материалы для занятий с детьми: произведения композиторов, несложные композиции и комплексы ритмической гимнастики, игры и упражнения с предметами, описание основных построений.

Рекомендована кафедрой педагогики начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО ГГТУ.

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/v_mire_muzykalnoj_dramaturgii.pdf

 

 

5.      Образовательная область «Физическое развитие»
1. «Бадминтон для дошкольников»/Автор Л.Л. Тимофеева.

М., 2019

В программе представлены современные подходы к решению задач физического развития детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет), развития психических процессов, личностных качеств, формирования мотивационной  основы  двигательной, познавательной, игровой и коммуникативной деятельности, предпосылок учебной деятельности. Помимо обучения детей технике и тактике игры бадминтон программа призвана решать важные задачи: формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью, безопасности, интереса к самостоятельным занятиям физкультурой и спортом, подвижным играм. Программа рассчитана на два года обучения, содержит подробные методические рекомендации по освоению игры бадминтон и примерный перечень материалов и оборудования. В приложении представлено перспективное планирование, подробные конспекты занятий, справочник бадминтониста, описание дополнительных игр.

Рекомендована ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/badminton_dlya_doshkolnikov.pdf

 

 

2. «Весёлый Рюкзачок»/Авторы А. А. Чеменева, А. Ф. Мельникова, В. С. Волкова

М., 2019

В программе представлены современные организационно-методические подходы к использованию средств рекреационного туризма для развития детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет). Туристическая деятельность  представлена как средство оздоровления, развития двигательной сферы и познания ребёнком окружающего мира, воспитания ответственного отношения к природной и социальной среде и формирования личности ребёнка. В программе дано тематическое планирование для двух возрастных групп; раскрыто содержание образовательной деятельности в соответствии с разделами и темами, заявленными в программе; описаны средства и методы реализации программы; даны рекомендации по организации предметно-пространственной среды. В программе обозначено содержание и формы взаимодействия с родителями воспитанников; предложены: список художественной и специальной литературы, наборов моделей, макетов, атласов и туристического снаряжения. В методический комплект программы входят программа, сценарии образовательной деятельности с детьми и развивающие тетради.

Рекомендована ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/veselyj_ryukzachok.pdf

 

 

 

 

 

3. «Малыши-крепыши»/Авторы Бережнова О.В., Бойко В.В.

М., 2016

Программа физического развития детей 3-7 лет построена на использовании индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку, в том числе с нарушениями развития. В основу Программы положен системно-деятельностный подход, создающий условия для формирования общей культуры личности детей: ценностей здорового образа жизни, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков, воспитания инициативности и самостоятельности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Рекомендована ФГАУ «ФИРО».

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/malyshi_krepyshi.pdf

 

 

6.      Коррекционная работа с детьми с ОВЗ.
1. «Расти, малыш!»/ Авторы Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева, Ю.А. Кириллова

СПб., 2019

Программа для детей раннего дошкольного возраста с 2 до 3 лет разработана в соответствии с Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Целевой группой программы являются дети раннего дошкольного возраста с 2 до 3 лет, имеющие расстройства речевого и интеллектуального развития.

В программе представлены задачи и содержание коррекционной и образовательной деятельности всех педагогов группы компенсирующей направленности во всех пяти образовательных областях, дано описание предметно-пространственной развивающей среды, приведены примерный список детской художественной литературы, перечень рекомендуемых игр и упражнений. К программе разработан методический комплект.

Рекомендована Психолого-педагогическим институтом Мурманского арктического государственного университета (МАГУ).

https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/programma_rasti_malish.pdf

 

 

 

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г N 1155 Об утверж (3)

Методические рекомендации по подготовке и проведению праздников для детей дошкольного возраста

Методические_рекомендации_по_проведению_праздников_для_детей_дошкольного_возраста

Праздничные мероприятия, посвященные Дню национального адыгского (черкесского) костюма 

28 сентября праздничные мероприятия, посвященные Дню национального адыгского (черкесского) костюма прошли во всех образовательных учреждениях  города.

В целях сохранения и развития национальных обычаев и традиций, привитие любви и уважения к национальной одежде у детей дошкольного возраста в детских садах проведены мероприятия: «У адыгов обычай такой», «Праздник национального костюма», включающее элементы хореографии, музыки, вокала, декоративно-прикладного искусства.

Показ национальной одежды сопровождался занимательным рассказом воспитателей старших групп.

Также проведены чтение стихотворений на адыгейском языке,  тематические занятия по лепке и аппликации орнамента: «Нет краше, нашего костюма», «Адыгэ сае – гордость народа».

Проведены игры, конкурсы на знание традиций и обычаев в школах: «Адыгэ шъуашэр лъэплъым ынап», классные часы «История национального костюма», «Адыгэ шъуашэ», «Адыгейские орнаменты на костюм (сае)»; беседа «От истории костюма до истории народа»; конкурс рисунков «Лучший национальный костюм».

О восстановлении возможности подачи заявления на портале государственных услуг в муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Адыгейска.

Уважаемые жители!

Управление образования администрации муниципального образования «Город Адыгейск» сообщает, что восстановлена возможность

подачи заявления на портале государственных услуг по адресу:   www.gosuslugi.ru

по определению Вашего ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Адыгейска.

Муниципальная акция «Зарядка с чемпионом»

08.02.2018 г. в рамках муниципальной акции «Зарядка с чемпионом» и в целях пропаганды здорового образа жизни состоялась утренняя зарядка для воспитанников МБДОУ №2 и МБДОУ №4. Ее проводили известные спортсмены Тлехас Мурат Гиссович, мастер спорта по борьбе самбо и дзюдо, чемпион Вооруженных сил России по борьбе дзюдо, чемпион ЮФО по дзюдо, победитель чемпионата ЮФО по борьбе самбо и дзюдо и Четыз Болет Алиевич, кандидат в мастера спорта по борьбе самбо и дзюдо, многократный победитель Первенства по самбо в Республике Адыгея, серебряный призер Первенства ЮФО по борьбе самбо, член сборной команды Республики Адыгея по борьбе самбо. Она помогла им зарядиться энергией и отличным настроением на весь день, укрепить здоровье.
Воспитанники построились, зазвучала музыка и зарядка началась. Под бодрую музыку, собравшиеся выполняли самые простейшие элементы зарядки: поднятие рук и ног, приседания и наклоны, бег и ходьба на месте и т. д.
Дети старались точь-в-точь повторять физические упражнения. После окончания ребята окружили спортсменов, задавали многочисленные вопросы, воспитатели поблагодарили их за разминку.
Акция организована Управлением образования администрации МО «Город Адыгейск», отделом по делам молодежи, ФК и спорта администрации МО «Город Адыгейск» и МБУДО «ДЮСШ им. А. Джамирзе».

Муниципальный семинар для воспитателей дошкольных учреждений

 

15 января 2018 года на базе МБДОУ №2 «Василек» прошел муниципальный семинар для воспитателей дошкольных учреждений.   Семинар был проведен в соответствии с планом работы МБУ «ГИМЦ» МО «Город Адыгейск» и в целях  повышения педагогической грамотности педагогов дошкольных учреждений. В семинаре приняли участие воспитатели и старшие воспитатели  дошкольных учреждений, директор МБУ «ГИМЦ»  Челегот Х.М., методист Галкина И.В.

Семинар был проведен в форме творческого отчета по теме «Пальчиковые игры, как способ развития речи дошкольного возраста», воспитателем Жане Х.Ю. В ходе семинара  старший воспитатель Чувашева Л.П. представила воспитателям презентацию «Обобщение опыта как форма повышения квалификации воспитателя» провела анализ по работе над индивидуальной  картой  по обобщению опыта. Также показан пальчиковый театр «Теремок», проведен мастер – класс с участниками семинара, показаны следующие игры: «Волшебные карандаши», «Маша в гости собиралась…», «Сложи верно»; продемонстрирована выставка «Методические пособия для развития мелкой моторики». Директором МБУ «ГИМЦ»  Челегот Х.М. и методистом Галкиной И.В. подведены итоги семинара.

Приказ Управления образования администрации МО «Город Адыгейск» № 492 от 29.12.2017 г. «Об утверждении положения «О мониторинге здоровья воспитанников в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования «Город Адыгейск»

Приказ УО № 492 от 29.12.2017

Приказ Управления образования администрации МО «Город Адыгейск» № 296 от 15.08.2017 г. «Об утверждении положения об организации и определении порядка предоставления питания воспитанникам дошкольных образовательных учреждений МО «Город Адыгейск»

Приказ УО № 296 от 15.08.2017